Съедобное – несъедобное? О том, что делать, если ребенок проглотил инородный предмет, рассказывает педиатр Новогрудской ЦРБ

У детей с дизартрией подвижность речевых и мимических мышц сильно ограничена, поэтому они произносят практически все звуки нечетко и неправильно, имеют тихий голос, нарушенный ритм дыхания. Они не умеют прожевывать твердую пищу, полоскать рот, застегивать пуговицы, рисовать, любые действия, требующие точных движений, даются им с большим трудом.
В своей практике логопеды чаще всего сталкиваются с относительно легкими формами дизартрии. Иначе их называют стертой формой или дизартрическим компонентом. Если тяжелые степени дизартрии легко диагностировать, то стертые формы нарушения способен распознать только опытный логопед или невролог.

Многие дети с дизартрией могут к моменту постановки диагноза уже какое-то время посещать логопедические группы, но без какого-либо результата. Некоторые малыши в раннем детстве (1-2 года) наблюдались у невролога, но были сняты с учета при наступлении видимых улучшений.

Дизартрия опасна тем, что она серьезно тормозит речевое развитие ребенка, поскольку утрачены связи между речевыми центрами коры головного мозга и артикуляционным аппаратом. Нарушается вся произносительная сторона речи. Ребенок говорит, но поскольку он произносит все звуки невнятно, его сложно понять. Если вовремя не начать коррекцию, то в школе у ребенка начнутся серьезные проблемы с овладением письменной речи – дислексия и дисграфия.

Как понять, что малыш подавился

Есть множество очевидных признаков, по которым можно понять, что ребёнок поперхнулся или подавился. Этот процесс делится на две стадии: лёгкую и тяжёлую.

Симптомы лёгкой стадии:

  • ребёнок находится в сознании;
  • кашель;
  • рвота;
  • плач;
  • нет остановки дыхания.

Если малыш может плакать, значит, его дыхательные пути свободны. Из-за интенсивного кашля часто возникает рвота. Кашель и рвота очистят лёгкие и выведут наружу частицы пищи. Не стоит сильно хлопать ребёнка по спине, потому что организм уже включил свои защитные механизмы. Нельзя переворачивать его вниз головой, это только навредит. Надо посидеть рядом с ребёнком, пока он откашливается, и успокоить его.

Если у малыша тяжёлая стадия, то ему понадобится серьёзное лечение. Без экстренной помощи счёт идёт на минуты: ребёнок может задохнуться и умереть.

Признаки тяжёлой стадии:

  • затруднённое дыхание;
  • потеря сознания;
  • ребёнок раскрывает рот, но не может издать ни звука;
  • испуганные глаза широко открыты;
  • малыш держится руками за горло;
  • слюнотечение;
  • посинение кожи.

Нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Самостоятельно нельзя принимать никаких действий, особенно если малыш подавился не пищей, а каким-нибудь твёрдым предметом. Инородное тело из дыхательных путей может извлечь только опытный квалифицированный врач.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Чего нельзя делать

Случаи, когда ребёнок захлёбывается или давится едой, происходят довольно часто. Когда у младенца режутся зубки, он может откусить достаточно крупный кусочек пищи. Если в эту секунду он заплачет или засмеётся, он может подавиться. Изучая окружающий мир, дети всё тянут в рот, причём не всегда съедобные предметы.

Самое главное, что должны сделать родители, — сохранять спокойствие. Испуг мамы мгновенно передаётся ребёнку. Если он испугается, его состояние ухудшится.

Если малыш кашляет, значит, ему не нужна помощь. Он сможет откашляться сам. Достаточно побыть рядом и утешить.

Но если предмет попал в дыхательные пути, то ни в коем случае нельзя с силой хлопать по спине, если ребёнок стоит или сидит. Из-за этого кусок может упасть ещё глубже. Нужно уложить малыша так, чтобы голова и спина были наклонены. Предмет нельзя доставать самостоятельно, требуется немедленная помощь врача. Нужно оказать малышу первую помощь по специальному методу.

Пациентам: Ребенок проглотил посторонний предмет: в чем опасность и что делать?

Полный текст статьи:

Это касается детей АБСОЛЮТНО ЛЮБОГО ВОЗРАСТА

Мы привыкли считать, что глотание монет и пуговиц – возрастная особенность малышей, которые ползают по полу и собирают забытые мелкие вещички. На самом деле, мой пятнадцатилетний практический опыт говорит о том, что проглотить посторонний предмет могут дети любого возраста: детсадовца, младшие школьники, даже подростки, имеющие привычку грызть ручку или брать в рот резинку для волос, чтобы освободить руки. Дальше вопрос техники: внезапный смех, испуг, кто-нибудь толкнул, задел – и вот мелкий предмет уже проглочен.

Вопрос №1: проглотил или вдохнул?

Изо рта ребенка мелкий посторонний предмет может попасть либо в пищевод, либо в дыхательные пути. И то, и другое достаточно опасно, но в случае с вдыханием нужно действовать как можно быстрее, так как возникает риск асфиксии (удушения).

Инородный предмет в дыхательных путях

Сценарий первый, самый тревожный: ребенок задыхается

Если ребенок вдруг начал сипло кашлять, возможно с хрипами, у него постепенно ослабевает дыхание, синеет кожа на лице – нужно срочно звонить в «Скорую» и оказать ребенку первую помощь. Если вы не уверены, что точно знаете, как действовать, лучше попросить о помощи диспетчера «Скорой помощи»: вам дадут подробные инструкции о том, как помочь проглоченному предмету выскочить из дыхательных путей или хотя бы сдвинуться так, чтобы ребенок мог дышать.

Сценарий второй: ребенок вдохнул предмет, но не задыхается

Если ребенок, вдохнув инородный предмет, сам прокашлялся и чувствует себя хорошо, это не значит, что опасность миновала: инородное тело осталось в дыхательных путях, оно может сдвинуться и перекрыть воздух, поцарапать мягкие ткани, вызвать воспалительный процесс. Поэтому лучшее, что вы можете сделать – либо по «Скорой», либо самостоятельно приехать в больницу и обратиться за помощью к врачу.

В Москве круглосуточно оказывают помощь детям, проглотившим посторонние предметы, две медицинские организации:

  • отделение эндоскопии в Морозовской больнице;
  • дежурная эндоскопическая служба НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Сценарий третий: все непонятно

То ли вдохнул, то ли поглотил, то ли за шкаф закатилось… Ребенок ни в чем не уверен, вы тем более. Тогда самое простое и мудрое решение – прийти в ближайший травмпункт и сделать рентген грудной клетки. Он практически всегда показывает наличие инородного тела в дыхательных путях, и тогда, скорее всего, вас направят к врачу-эндоскописту, который сможет сделать бронхоскопию и вытащить застрявший предмет.

Сценарий четвертый, загадочный: вам ничего не сказали

Нередки ситуации, когда ребенок просто не придал значения тому, что что-то попало ему в горло и потом перестало мешаться. Бывает, что дети из страха умалчивают о том, что они что-то вдохнули: авось пронесет, никто ругать не станет. В этом случае посторонний предмет никуда не исчезает и может время от времени «награждать» ребенка неприятными последствиями, такими как:

  • Затрудненное дыхание, внезапные приступы кашля;
  • Частые бронхиты, хронический воспалительный процесс в дыхательных путях.

Если вы заметили у своих детей такие симптомы, а врачи сомневаются насчет диагноза, — это повод сделать бронхоскопию. В ходе исследования в бронхах и легких у детей часто обнаруживаются забытые предметы, которые оказались в дыхательных путях недели и месяцы, а иногда и годы тому назад.

Инородный предмет в желудочно-кишечном тракте

Здесь самое главное – что именно было проглочено. Любые предметы глотать нехорошо, но есть такие, которые могут нанести тяжелый вред здоровью ребенка буквально в течение нескольких часов.

Топ-5 самых опасных проглоченных предметов:

  1. Батарейка

    . Любого размера и наполнения, заряженная или разряженная, батарейка может застрять в пищеводе, вызвать электротравму или ожог слизистой оболочки из-за утечки электролита, фактически это грозит перфорацией и в конечном счете может повлечь даже летальный исход. Вывод: если есть подозрение, что ребенок проглотил именно батарейку, нужно срочно ехать к врачу.

  2. Магниты

    . Особенно опасно, если несколько небольших магнитов было проглочено с некоторой разницей во времени – тогда высока вероятность, что, оказавшись в желудочно-кишечном тракте, они притянутся друг к другу, повредят ткани и создадут непроходимость.

  3. Силикагелевые шарики

    . Эти материалы имеют свойство разбухать и вызывать непроходимость. Особенно опасны так называемые гидрошарики, в которые ставят букеты с цветами.

  4. Колющие и режущие предметы

    . Гвозди, заколки, булавки, иглы, скрепки и все, что может повредить мягкие ткани. Опасны предметы любого размера и диаметра: большие могут сильнее поранить, зато маленькие значительно сложнее обнаружить.

Есть и такие предметы, которые сравнительно легко покидают кишечник ребенка: мелкие монеты, пуговицы обтекаемой формы, кусочки лего, колпачки от ручек, бусины, бисер. Стоит подождать пару дней, и предметы, скорее всего, выйдут сами собой, не причинив ребенку существенного вреда.

Как избежать? Советы родителям

Если ребенок маленький:

  • Не давайте малышу игрушки, содержащие мелкие детали;
  • Следите за тем, чтобы все игрушки ребенка были целостны: если мягкая игрушка порвана, из нее может выпасть наполнитель; если в пластиковых деталях есть трещина, можно отломать и проглотить ее кусочек, и т.д.
  • Уберите или в крайнем случае замотайте скотчем все предметы, работающие на батарейках: пульты, часы, электронные игрушки. Так батарейка не окажется у ребенка в руках.
  • С ранних лет старайтесь объяснить, почему опасно брать в рот и глотать мелкие предметы, не предназначенные в пищу.

Если ребенок старше трех лет:

  • Следите, чтобы у ребенка не появлялось привычки вертеть в руках и брать в рот мелкие предметы, особенно иголки при шитье и заколки при причесывании;
  • Объясните, почему не стоит резко пугать своих сверстников, набрасываться из-за спины (у них во рту может быть посторонний предмет, да и кусок бутерброда в такой ситуации может быть очень опасен).
  • Не запугивайте детей, не грозите наказанием: пусть ваш ребенок будет готов в случае инцидента прийти к вам и рассказать, что именно он проглотил. Так вы будете предупреждены, а значит, сможете своевременно принять меры.

Что делать, если подавился новорожденный или младенец до 1 года

Грудные дети часто могут подавиться материнским молоком. Это происходит по разным причинам:

  1. Неправильное прикладывание младенца к груди — во время кормления голова младенца должна располагаться выше области ножек и таза.
  2. Долгие перерывы между кормлениями — голодный младенец сосёт грудь (бутылочку) чересчур быстро и сильно. Не успевая глотать, он может подавиться.
  3. Слишком большое количество молока в груди — молоко течёт чересчур быстро, и младенец не успевает всё проглотить. То же самое происходит, если в соске бутылочки очень большое отверстие.

Необходимо научиться правильно прикладывать младенца к груди. Если он поперхнулся во время кормления, нужно оказать первую помощь:

  1. Поднять обе ручки младенца вверх.
  2. Вытянуть руку и положить на ней младенца. Лицо должно оказаться в материнской ладони. Ягодицы должны располагаться выше головы.
  3. Надо работать нижней частью внутренней стороны ладони. Необходимо 5 раз осторожно толкнуть ребёнка между лопатками. Движения должны выполняться сверху вниз.
  4. Затем перевернуть младенца на спину так, чтобы ягодицы оставались выше головы. Надо 5 раз аккуратно надавить под рёбрами, чтобы вытолкнуть молоко из лёгких.
  5. Чередовать эти два способа, пока младенец не задышит сам.

Если кусок еды застрял в гортани, можно нажать пальцем на кончик языка, чтобы вызвать рвоту, или поднять малыша за ноги лицом вниз.

Если младенец потерял сознание или стал задыхаться, то первую помощь нужно оказывать до приезда «скорой помощи». Все действия надо выполнять с силой, но не резко.

Младенца, в рацион которого ввели прикорм, необходимо научить правильному поведению за столом (не смеяться и не разговаривать с полным ртом).

Жевание или скрип зубами у ребенка

Жевание или причмокивание во сне – неконтролируемое сокращение ротовых жевательных мышц, сопровождающееся резким сжатием челюстей, скрежетом зубов, причмокиванием, обильным слюноотделением, скрипом и другими симптомами. В медицине такая проблема получила название «бруксизм».

Период времени, в течение которого человек жует, может составлять от нескольких секунд до 5-10 минут. Обычно за всю фазу сна можно заметить несколько эпизодов проявления патологии. Если один эпизод длится более 15 секунд, возможно появление трещин и сколов на зубах, травм мягких тканей.

Специалисты связывают разнообразные чавкающие звуки, жевание и скрежет зубами с другими расстройствами сна. Они сопровождают сомнамбулизм, храп, недержание мочи ночью, возникновение ночных кошмаров. Народная версия приписывает симптоматику бруксизма заражению глистами. Однако на деле ночные звуки зубами и наличие в организме паразитов никак не связаны.

Чаще всего проявления бруксизма, когда человек периодически сглатывает слюну, скрежещет зубами, причмокивает или жуёт, связаны с психоэмоциональными расстройствами, например, депрессией, стрессом, умственными перегрузками. Слишком активные занятия перед сном, перевозбуждение, нарастающее внутреннее беспокойство, общая напряженность провоцируют неспокойный сон.

Если эпизоды длятся не более 10 секунд и встречаются 1–2 раза за ночь, то это может не указывать на какое-либо заболевание, а быть просто индивидуальной особенностью.

Особенно это касается маленьких детей, которые часто подвержены рефлексам, и жевание ночью является своеобразным продолжением инстинкта сосания или может указывать на голод ребёнка.

Первая помощь ребёнку старше 1 года

Дети старше 12 месяцев легко воспринимают эмоции окружающих, поэтому могут испугаться, если боится мама. Нужно постараться быть спокойной и невозмутимой. Малыш сам может откашляться. Если этого не происходит, надо слегка нажать на кончик языка, чтобы началась рвота.

Если же ничто не помогает, то нужно оказать первую помощь по Хэймлиху. Есть два алгоритма: для тех, кто в сознании, и для тех, кто в бессознательном состоянии.

Если малыш в сознании и может стоять или сидеть:

  1. Сжать правую руку в кулак, а левую положить поверх правой.
  2. Обхватить его сзади и положить свои руки в пространство между пупком и рёбрами ребёнка.
  3. Согнув руки в локтях, несколько раз толкнуть ребёнка в эту область. Эти движения надо выполнять, пока малыш не начнёт свободно дышать.

Если ребёнок без сознания:

  1. Уложить его на спину и сесть на его бёдра. Голова малыша лежит ровно и прямо.
  2. Руки расположить в области между рёбрами и низом живота. Правая рука — в кулак, левая — поверх неё. Обе руки согнуты.
  3. Сделать несколько быстрых толчков вверх в сторону диафрагмы. Продолжать, пока не восстановится дыхание.

Генри Хэймлих изобрёл очень эффективную методику, которая спасла много жизней.

Лечение

Чмоканье во сне не считается патологией и не угрожает здоровью. Скорее, эта проблема не самого спящего, а его окружения. Есть несколько секретов, которые помогут решить проблему движения и скрипения зубами:

  1. Старайтесь организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он не испытывал слишком ярких эмоций, в том числе позитивных. Оградите его от стрессов, семейных ссор, слишком активных вечерних игр, мультфильмов и компьютерных игр со страшным сюжетом.
  2. Если ребёнок чавкает регулярно и часто (более 5–7 эпизодов за ночь), покажите его специалистам – педиатру, невропатологу, сомнологу. Причиной ночного скрежета у подростков могут быть вегетососудистые расстройства, которые сопровождаются головными болями, колебаниями артериального давления.
  3. Также необходимо исключить вирусную нагрузку на организм, провериться на глисты. Если кроме проявлений бруксизма ребенок бледный, неактивный, есть нарушение аппетита и стула, потребуется сдача элементарных анализов – мочи и крови.
  4. Иногда дети жуют из-за неудобной кровати, колючего постельного белья, несвежего сухого воздуха, высокой температуре в спальне. Обязательно проветривайте до сна, отрегулируйте влажность до показателей 50–70 %.
  5. Можно придумать вечерние ритуалы, которые помогут малышу быстрее успокоиться. Подойдут купание, прослушивание аудиокниг, сказок, какие-то спокойные, например настольные, игры.

Если такая симптоматика вызвана патологическим состоянием или каким-то заболеванием, медикаментозные препараты подбирает только врач. При диагностированной патологии лечение будет направлено не на устранение скрежета или жевания, а на первопричину.

Что делать, если ребёнок перестал дышать

Иногда стресс или спазм гортани приводят к тому, что малыш перестаёт дышать. В этом случае надо срочно оказать помощь.

  1. Уложить его на бок.
  2. Слегка запрокинуть его голову назад.
  3. Приподнять его подбородок.

Если ничто не помогает, надо вызвать «скорую» и делать ребёнку искусственное дыхание:

  1. Ребёнок лежит на спине, запрокинув голову. Рот должен быть приоткрыт. Надо вынуть изо рта все посторонние предметы.
  2. Родитель делает два глубоких вдоха в рот ребёнка. Если грудь малыша двигается, значит, он может сам дышать. Если нет, надо продолжать реанимационные действия.
  3. После 2 вдохов надо сделать непрямой массаж сердца. Надо положить ладони так, чтобы одна оказалась поверх второй. Руки нужно положить на грудь ребёнка и сделать несколько сильных толчковых движений. Грудь малыша должна выпрямляться после каждого удара. Всего надо сделать 15 нажатий.
  4. Если дыхание и сердцебиение не вернулись, то реанимационные действия продолжают. На 2 вдох приходится 15 нажатий на грудь.

Эти мероприятия надо повторять до приезда «скорой помощи». Фельдшер заберёт малыша в больницу, где будет сделана операция по извлечению инородного тела.

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]