Как преодолеть детские страхи и уговорить ребенка вылечить зуб?


Одним из основополагающих принципов современной стоматологии является лечение зубов без боли. Тем не менее большинство взрослых пациентов нервничают, сидя в стоматологическом кресле, а некоторые вообще не в состоянии преодолеть ужас, охватывающий их в кабинете дантиста. Когда же речь заходит о лечении молочных зубов, проблема становится особенно острой. Необходимость в посещении зубного врача может вызвать у ребенка настоящую истерику. Если не помочь малышу справиться со своими страхами, во взрослой жизни он будет постоянно откладывать визиты к стоматологу. Как же побороть детскую дентофобию?

Содержание:

  1. Откуда появляется страх идти к стоматологу?
  2. Главные ошибки родителей
  3. Как победить дентофобию
  4. Обращайтесь к профессионалам!


Заботящиеся о здоровье своего ребенка родители знают, насколько важно своевременно водить малыша на прием к стоматологу. Однако многие из них сталкиваются с проблемой боязни посещения кабинета зубного врача. В чем причина того, что ребенок боится лечить зубы? И что делать ситуации, когда пришло время нанести очередной визит дантисту? Попробуем в этом разобраться.

Откуда появляется страх идти к стоматологу?

Объяснений того, что ребенок боится идти к стоматологу, может быть несколько. Например:

  • Знакомство с новыми людьми. Первое посещение кабинета врача для ребенка является таким же стрессовым фактором, как и первый день, например, в детском саду. Ребенку приходится общаться с новыми людьми. Причем взаимодействие является достаточно близким. И в данном случае можно проконсультироваться с педиатром, как подготовить ребенка к посещению стоматолога, чтобы учесть все личностные аспекты конкретно вашего малыша.
  • Боязнь боли. Для многих визит к дантисту связан с болью и кровью, что и является основной причиной того, что даже взрослым с большим усилием дается решение посещения стоматологии. Важно объяснить малышу, что сейчас есть много современных методов лечения, которые делают любую процедуру безболезненной.
  • Разговоры родителей. Не стоит рассказывать при ребенке о собственном лечении зубов в негативных красках. Ведь это может стать еще одним поводом детских страхов.
  • Психологический дискомфорт. Важно, чтобы малыш ощущал позитивное к себе отношение лечащего врача. Если специалист не будет вызывать доверие, то это станет одной из причин того, что ребенок боится визита к стоматологу.

Что делать если лечение не состоялось

Рассмотрим ситуацию, когда ребенок негативно настроен, а это те случаи, когда он не желает заходить в кабинет; не подпускает к себе врача; отказывается садиться в кресло; не открывает рот, не позволяет делать анестезию, так что родители и врач не находят возможности уговорить его лечиться.

Итак, вы пробыли у врача все зарезервированное время, но так ничего и не сделали. О причинах рассуждать можно долго. Как Вам вести себя сейчас?

Возможно, Вы в этот момент злитесь, скорее всего, расстроены или вините себя в происшедшем. Вы можете находиться в полной растерянности и ощущать себя беспомощным.

В общем, Вас посещает целая гамма негативных чувств. И это понятно. У Вас была цель – вылечить ребенка, но неожиданно возникло препятствие для ее осуществления. Сначала казалось, что это какое-то недоразумение: ребенок не понимает, что польза, которую он получит во много раз больше, чем неприятные ощущения во время лечения. Но потом Вы поняли, что его сопротивление серьезно может затруднить дело.

Главные ошибки родителей

Часто родители сами допускают ошибки, которые приводят к тому, что ребенок не хочет идти к стоматологу. Причем с возрастом ситуация может усугубиться. Среди таких ошибок можно выделить:

  • Психологическое давление. В обыденной жизни родители, не задумываясь о своих разговорах и действиях, могут сформировать ряд комплексов и страхов у малыша. Например, зная, что дети боятся выдергивать зубы, они могут напоминать о визите к стоматологу всякий раз, когда малыш просит конфету. Это формирует в подсознании ужас к посещению кабинета дантиста.
  • Еще одной проблемой, формирования психологического барьера перед подобными визитами может стать запугивание малыша, если он ослушается и будет себя плохо вести на приеме у доктора. Так у ребенка сформируется ассоциация доктора с садистом, который заодно с родителями.
  • Страх боли. В данном случае ребенку следует объяснить, что для лечения используются препараты, которые снижают чувствительность. При этом, если не пойти к врачу, то зубы могут болеть сильнее.
  • Ложные обещания. Решая вопрос, как подготовить ребенка к походу к стоматологу, некоторые родители прибегают к хитрости пообещать, что врач совсем ничего делать не будет, а только проведет осмотр. Или что после посещения доктора вы поедете в увлекательное путешествие. Если обещания не совпадут с реальностью, то у ребенка только увеличится недоверие и страх.
  • Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме. Не нужно заострять внимание, что в час Х необходимо посетить кабинет стоматолога. Не рекомендуется лишний раз напоминать, что есть проблемы с ростом зубов или их состоянием. Лучше просто записаться на прием. Ведь вы же не проводите подготовительные беседы перед тем, как пойти в парк, или купить билеты в цирк.
  • Отсутствие мотивации. Объясняйте малышу, зачем посещать кабинет стоматолога. Это позволит привить ответственность за поддержание собственного здоровья, устранит ненужные страхи.

Почему дети боятся стоматологических процедур?

В основе всех фобий лежит негативный опыт, а вернее, испытанные негативные эмоции. Именно они вызывают у малышей страх перед врачами — людьми в белых халатах. Если лечение зубов у детей когда–либо сопровождалось неприятными ощущениями, если стоматолог не обладал необходимыми профессиональными и психологическими навыками лечения маленьких пациентов, будет запущен процесс формирования дентофобии.

Существует и целый ряд факторов, способствующих ее закреплению. Очень часто они объясняются неправильным поведением окружающих ребенка близких людей.

  • Малышам быстро передаются эмоции мамы и папы. Если они сами испытывают страх или даже просто заметно волнуются перед визитом в клинику, ребенок обязательно запомнит это ощущение и возьмет его на вооружение.
  • Некоторые родители в своих целях эксплуатируют формирующуюся дентофобию, пугая дочь или сына стоматологическими процедурами: «Не будешь слушаться — пойдем к зубному, пусть он полечит тебе зуб».
  • Детей с определенными психофизиологическими особенностями очень пугает неизвестность. Ребенок с мягким, нерешительным характером будет бояться первого похода в клинику просто потому, что не знает, что именно его там ждет.

Имеет значение и величина индивидуального порога чувствительности. Взрослые и дети с низким болевым порогом будут испытывать сильную болезненность даже от самых обычных манипуляций, доставляющих другим людям всего лишь легкий дискомфорт.

Как победить дентофобию

Если вы не знаете, что делать в ситуации, когда ребенок боится стоматолога, то следует прислушаться к ряду советов специалистов:

  • Начинайте посещать стоматолога с первого года жизни. Не стоит думать, что лечения требуют только коренные зубы. Ведь от правильного развития молочных зубов зависит последующее формирование коренных. Следить за состоянием полости рта важно с первых дней рождения. Поэтому консультации стоматолога вам потребуются еще с пеленок. А в будущем не придется решать проблему, как не бояться стоматолога детям. Ведь ваш малыш будет воспринимать врача как помощника и советчика.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на визите к врачу. Не следует лишний раз напоминать ребенку, что на конкретную дату запланирован визит к врачу. Лучше зайти на осмотр в ходе очередной прогулки. Эффект неожиданности позволит малышу не осознать до конца происходящего и не ощутить страх.
  • Выбирайте правильное время визита. Если вы решили прийти к доктору пораньше, разбудив для этого малыша раньше привычного времени. Или записались на прием во время обеденного сна. Если визит к врачу запланирован вместо похода в зоопарк или развлекательный центр. Если для планового посещения доктора вам пришлось перенести долгожданную поездку на море. Будьте готовы, что у ребенка сформируется негативная установка на такое мероприятие.
  • Подумайте о системе поощрений. Некоторые родители при поиске решения ситуации, что делать, если ребенок боится лечить зубы, прибегают к варианту задобрить малыша дорогими покупками. Однако делать это не рекомендуется, так как с одной стороны – формируется устойчивое восприятие, что можно получить желаемое исключительно, отправившись в кабинет доктора. А с другой – для ребенка такой визит ассоциируется с дополнительным стрессом. Ведь он понимает, что родители не будут просто так давать деньги или дарить подарки. А значит – в кабинете врача его ждут серьезные «испытания». Лучше предложить после визита к стоматологу прогуляться в любимый парк, прокатиться на аттракционах, получить какой-то сувенир в кабинете доктора. Подобный визит должен ассоциироваться с позитивными эмоциями, исключительностью события.
  • Покажите пример. Важно помнить, что посещение стоматолога в профилактических целях рекомендовано не только в детском возрасте. Родители также должны посещать врача. И делать это можно вместе с сыном или дочкой. Покажите, что мама с папой также ходят на профилактический осмотр. Это снимет излишние страхи, позволит малышу почувствовать себя взрослым, что очень важно на этапе роста и развития.
  • Сопровождайте ребенка. Не оставляйте ребенка самого в кабинете врача. Это касается не только ситуации, когда нужно запломбировать или вырвать зуб. Присутствуйте во время каждого приема. Это позволит малышу ощутить поддержку и обрести уверенность.
  • Превратите визит к стоматологу в игру. Можете взять с собой любимые игрушки или купить детский набор инструментов для гигиены полости рта. Продолжите игру дома, чтобы ребенок на приеме у стоматолога не думал о процессе лечения, а воспринимал происходящее, как часть увлекательных действий.
  • Рассказывайте сказки. Купите книжки, где героям помогает добрый Айболит вылечить больные зубки, или Зубная фея исполняет желания и дарит удивительные чудеса. Позвольте малышу стать героем одной из таких сказок во время визита к стоматологу.
  • Найдите варианты переключить внимание. Попросите доктора включить интересный мультфильм, или сами расскажите сказку, забавную историю в то время, когда малыш находится в кресле зубного врача.
  • Посещайте одного врача. Позвольте своему чаду привыкнуть к доктору. Ведь доверяя ребенок сможет быстрее справиться со страхом.
  • Говорите с ребенком. Объясните малышу, зачем посещать стоматолога. Расскажите о том, что, если регулярно проверять состояние ротовой полости, то можно избежать кариеса и необходимости удалять зуб. Мотивируйте ребенка на профилактические осмотры, которые сохранят здоровье ротовой полости.
  • Запланируйте ознакомительное посещение. Не нужно ждать, когда заболят зубы или потребуется исправление прикуса. Лучше внести посещение стоматолога в план важных мероприятий без особых на то причин. В этом случае первый визит к стоматологу ребенка не оставит в его психике ассоциаций с болью и иными неприятными манипуляциями. Ведь проведен будет просто осмотр. А последующие визиты сформируют четкую установку, что посещать зубного врача является привычным занятием, которое не связано с болезненными ощущениями.
  • Формируйте самостоятельность. Предложите ребенку самому следить за своим графиком посещения кабинета врача. Объясните, почему это нужно делать раз в полгода. Таким образом, малыш сможет почувствовать себя взрослым, которому доверена ответственность за контроль здоровья.
  • Не доводите до проблемы. Для родителей этот совет должен стать основным. Ведь вовсе не обязательно ждать, когда ребенок начнет жаловаться на зубную боль или возникнет проблема необходимости профессиональной чистки зубов, исправления прикуса, удаления молочного зуба, лечения десен. Лучше предупреждать проблемы, устранять их на начальной стадии. И тогда не придется задумываться над вопросом, почему дети боятся стоматолога. Ведь визит к врачу станет столь же привычным, как посещение детского сада, визита к парикмахеру или репетитору.

И, конечно же, ищите своего стоматолога. Ведь, если ребенок боится вырывать зуб, то это вполне закономерно и оправдано. Не каждый взрослый готов без страха прийти на такую процедуру. А вот в случае, когда ребенок перед каждым визитом к стоматологу становится нервным, раздражительным, капризным, то стоит задуматься о квалификации специалиста, которого вы посещаете.

Воспитание во время лечения

Многие родители хотят, чтобы их ребенок производил на окружающих исключительно благоприятное впечатление. И поэтому, если ребенок, по их мнению, делает что-то не так, они тут же начинают его воспитывать.

По мнению врачей, такое отношение к ребенку в кабинете может негативно повлиять на его поведение во время лечения.

  • Не надо воспитывать ребенка во время лечения без надобности. Все равно он настолько взволнован, что вряд ли обратит на Вас внимание. Прежде чем отдергивать ребенка в кабинете, спросите у врача, делает ли Ваш ребенок что-то непозволительное. Может это разрешено.
  • Сравнение ребенка с другими детьми тоже обычно не приносит желательных результатов. Если Вы сравниваете ребенка с кем-либо, он чувствует, что его не любят таким, какой он есть. Сравнения допустимы только с ним самим. Например: «Когда ты был младше, тебе очень нравилось сюда приходить».

Здесь важен индивидуальный подход:

Если Ваш ребенок робок, тих и послушен, особенно с незнакомыми людьми. Предоставьте ему полную свободу в кабинете. Ни в коем случае не одергивайте его: « иди туда; скажи спасибо; вытри нос» и т.д. С таким характером он вряд ли сделает что-то непозволительное. Если ребенок будет делать что-то не так, врач или ассистент ему об этом скажут. Ограничив свободу застенчивого ребенка, сформировать с ним доверительные отношения будет очень сложно. А доверие – залог успешного лечения.

Если Ваш ребенок подвижен, активен, в любом незнакомом помещении чувствует себя как дома, не отличает чужие вещи от своих. То такого ребенка в кабинете необходимо ограничивать. При входе объясните ему правила поведения. Наряду с тем чего нельзя делать, нужно обязательно сказать, что можно делать. Для того чтобы огромный интерес и потребность двигаться у ребенка были реализованы.

Борьба за здоровье

Ребенок плачет, не хочет садиться в кресло, отказывается выполнять просьбы взрослых, беспокоен, кусается или просто молчит и ни с кем не разговаривает. Все это мешает врачу полноценно осуществлять лечение.

Что делать родителю?

Понятно, что Вам очень хочется, чтобы лечение состоялось. И Вы всеми силами пытаетесь помочь врачу уговорить ребенка открыть рот. Но эта сильная личностная вовлеченность может создавать проблемы. Поэтому для начала предоставьте возможность врачу как более независимому человеку самому договориться с ребенком. При этом:

  • не пытайтесь управлять ребенком в данной ситуации;
  • не потакайте ребенку, не упрашивайте его, не умоляйте стоя на коленях. По мнению врачей, такое поведение родителей делает ребенка неуправляемым;
  • не запугивайте ребенка и не угрожайте ему для того, чтобы он прекратил сопротивляться врачу. Даже и если от этого есть эффект, то он кратковременный. Ребенок быстро начинает вести себя прежним образом и продолжает бояться врача.

Прежде чем что-либо делать, попытайтесь понять, что сейчас думает и чувствует ребенок. Как с его стороны выглядит эта ситуация.

  • Помогите ребенку во время лечения понять, что он ощущает: откуда идут незнакомые звуки; что он может чувствовать.

Основная задача, чтобы ребенок имел как можно больше интактных зубов и правильно сформированный прикус. А не в том чтобы он в данный момент сел на кресло и открыл рот. Значит в первую очередь, должно быть завоевано доверие ребенка, как основа стабильного положительного взаимодействия.

Пусть ребенок познакомится с врачом, ассистентом, обстановкой кабинета. Узнает принцип работы различных инструментов. Сам попробует ими управлять.

Самое главное это сохранить позитивные воспоминания о докторе и лечении. Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой.

Обращайтесь к профессионалам!

В клинике «Доктор Келлер» работают детские стоматологи, которые смогут найти подход к вашему малышу. Они обеспечат комфортные условия приема, расскажут малышу о том, насколько важно следить за гигиеной рта, смогут стать настоящими друзьями ребенка, которым можно доверять. Они докажут, что лечить зубы можно без страха и боли. Ведь их задача – это здоровая улыбка каждого малыша, который пришел в стоматологический кабинет. С «Доктор Келлер» лечить зубы можно весело. И об этом нужно обязательно сообщить вашему малышу. Так что, если вы еще не посещали кабинет стоматолога, то пора записаться на прием!

С какого возраста нужно водить детей к зубному

Эксперты считают: чем раньше вы начнете это делать, тем будет лучше. «Наблюдаться у стоматолога нужно каждые 6 месяцев, даже если ничего не беспокоит, и родителям кажется, что все хорошо. К тому же, такие визиты к доктору убирают главный страх — страх неизвестности, — отмечает Александр Черных. — Ребенок с раннего возраста будет знать, что стоматолог помогает, он друг и ему можно доверять».

А вот если оттягивать визиты к зубному до последнего и привести малыша к стоматологу в случае острой боли, реакция ребенка может быть непредсказуемой. Скорее всего, от лечения и боли он получит тот самый негативный опыт, который будет отравлять и последующие визиты к доктору.

Литература

  1. Бойко В .В . Распознавание и преодоление страха на стоматологическом приеме // Институт стоматологии, 2002. – № 1, 4. – С. 15-23.
  2. Виноградова Т .Ф ., Снагина Н .Т . Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1995. – С. 75-83.
  3. Гашимов Р .Г ., Аракелова М .Н . Психологические особенности детей со стоматологическими заболеваниями // Стоматология, 1988. – С. 58-60.
  4. Иванов Г .Г ., Иванова М .А . Оценка психоэмоционального состояния детей // Стоматология детского возраста и профилактика, 2001. – № 1. – С. 23-26.
  5. Лепелин А .В ., Сутенков Д .Я ., Казакова Л .Н . Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития страха// Стоматология детского возраста и профилактика, 2004. — №3. – С.18-25
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]