7893
Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.
Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
От чего зависит эффективность?
Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:
- гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
- при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
- проводить системно в одно то же время;
- комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.
После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Итог
Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.
После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.
Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.
Используемые источники:
- Аникиенко, А. А. Аппаратурное ортодонтическое лечение и его подчинение физиологическим законам раздражения / А.А. Аникиенко, Н.В. Панкратова, Л.С. Персин. — М.: Медицинское информационное агентство
- Андреищев, А. Р. Сочетанные зубочелюстно-лицевые аномалии и деформации / А.Р. Андреищев. — М.: ГЭОТАР-Медиа
- Каламкаров, Х. А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов / Х.А. Каламкаров. — М.: Медицина
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Преимущества и недостатки метода
Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.
При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.
К недостаткам миотерапии можно отнести:
- длительность лечения;
- невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
- при отсутствии системности быстро наступает регресс.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).
В случае развития спазма жевательных мышц при открытии рта
Чем раньше вы начнете лечение спазма жевательных мышц, тем легче будет возобновить нормальную работу челюстей. Если у вас возникло напряжение в челюсти, немедленно позвоните своему медицинскому сотруднику. Он может направить вас к специалисту, как описано ниже.
- К специалисту по речи и глотанию, физиотерапевту или к обоим. Они помогут вам сохранить способность открывать рот и возвратить любые потерянные способности. Эти специалисты используют самые различные методики, например, физические упражнения, растяжку и массаж. Они также могут порекомендовать вам использовать специальные устройства, которые помогут открыть рот.
- К врачу-реабилитологу. Он оценит насколько хорошо вы можете открывать рот. Он может назначить вам лекарства от боли или спазмов (внезапного сильного сокращения мышц), предложить другие способы лечения или порекомендовать медицинские устройства, чтобы помочь вам.
Ваш медицинский сотрудник обсудит с вами, направление к какому специалисту будет наиболее полезным для вас.
Вернуться к началу
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Методика Роджерса
Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:
- мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
- интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
- упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
- движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
- упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
- миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.
Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Общие правила проведения
Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:
- Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
- При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
- При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
- Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.
Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.
Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.
Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.
Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).
Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.
Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).
Подготовка к тренировке — что понадобится?
Тренировку желательно выполнять через день, чтобы был виден результат, но также можно выполнять и 2-3 раза в неделю. Главное — система.
Особых условий и инвентаря для занятий не потребуется, практически все упражнения можно сделать, помогая руками.
Перед тренировкой лучше всего руки помыть, так как грязными руками притрагиваться к лицу и губам — не очень хорошая идея.
Если упражнения будет выполнять ребенок, то их можно сделать более интересными с помощью игры. Например, можно предложить ребенку подуть на пёрышко, или использовать мыльные пузыри. Когда ребёнок будет их дуть, будет работать круговая мышца рта.
Но для некоторых упражнений всё-таки нужен будет инвентарь: пуговицы, линейка, ватные валики, вертушка и зеркало. В общем, всё это есть в каждом доме, и сильно заморачиваться не нужно.
Цель любой девушки — подтянутость всех мышц лица, а особенно — круговой. Как же можно этого добиться? Систематическая зарядка и правильное питание — это и есть залог успеха.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
О тризме
Тризм может произойти в любое время, сразу после или даже спустя годы после лечения. Это состояние может произойти в следующих случаях:
- если у вас опухоль, затронувшая кости, мышцы и нервы, контролирующие открытие рта;
- после операции на органах головы и шеи;
- после лучевой терапии в области головы и шеи.
Тризм может возникать в случае развития фиброза (рубцевания) в процессе заживления тканей после хирургической операции. Кроме того, фиброз может усиливаться спустя годы после радиотерапии.
Если вы не можете достаточно широко открыть рот, медицинскому сотруднику трудно осмотреть ротовую полость. В связи с этим также могут возникнуть проблемы с:
- гигиеной полости рта (поддержанием чистоты полости рта и чисткой зубов), что может привести к появлению неприятного запаха изо рта, вызвать кариес и инфекции полости рта;
- жевание и глотание, из-за чего вам может быть сложно есть и пить;
- речь;
- поцелуи;
- установка дыхательной трубки, например, если вам когда-либо понадобится общая анестезия (введение препарата, чтобы вы уснули во время операции или процедуры);
- проведение рутинного лечения зубов.
При возникновении тризма, лечение его очень затруднено. Вот почему важно предотвращать тризм и как можно раньше начинать лечение этого состояния.
Вернуться к началу
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).
Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.
Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.
Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).
Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.
Противопоказания
Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.
Противопоказания:
- сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
- обездвиженность мышц лица;
- обездвиженность челюстных суставов;
- гипотрофия челюсти.
При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.
Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.
Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.