Лечение зубочелюстных аномалий (отклонений) следует приводить еще в детском возрасте, потому как они могут стать причиной множественных проблем: формирование неправильного прикуса, деформация черт лица, неправильная дикция.
Интересно! Стоматологи нередко сталкиваются с очень необычными и любопытными аномалиями. К примеру, одному индейскому парню удалили 232 зуба. Дело все в том, что у подростка была обнаружена опухоль на нижней челюсти, состоящая из зубов. Еще один интересный случай произошел в Саудовской Аравии. У молодого человека извлекли зуб, который рос в носу.
Какими бывают аномалии
Зубочелюстные аномалии могут быть врожденными или приобретенными. Зубочелюстные дефекты – распространенная патология, особенно у детей дошкольного возраста. Поэтому важно не только вовремя проводить лечение, но и посещать врача для раннего выявления нарушений.
Виды отклонений:
- слишком большие или маленькие зубы;
- аномальное количество зубов;
- неправильная форма;
- дефект структуры твердых тканей;
- ранние или поздние сроки прорезывания;
- неправильное расположение;
- нестандартный цвет эмали;
- неправильный прикус.
Почему требуется проводить лечение таких дефектов?
Потому что зубочелюстные патологии приводят к:
- деформации челюстей, черт лица;
- неправильному прикусу;
- невозможности нормально откусывать и пережевывать пищу;
- проблемам с органами желудочно-кишечного тракта;
- дефектам речи;
- заниженной самооценке.
Зубочелюстные проблемы, если их не лечить, приведут не только к некрасивой улыбке, но и проблемам с желудочно-кишечным трактом (гастрит, язва). Вероятны и психоэмоциональные нарушения личности: заниженная самооценка, стрессы и депрессии из-за насмешек сверстников. Все это существенно отражается не только на качестве жизни ребенка, но и в будущем взрослого человека.
Виды патологического прикуса
Современная ортодонтия выделяет пять ключевых форм патологического прикуса:
- мезиальный (нижнечелюстная кость существенно выдается вперед);
- дистальный (фронтальная часть верхнего ряда зубов существенно выдается вперед);
- глубокий (нижнечелюстные резцы перекрыты верхними резцами более, чем на ½ длины);
- открытый ( в данном случае часть зубов на обеих челюстях не может сомкнуться, образуя щель);
- перекрестный (одна или обе стороны одной из челюстей недоразвиты).
Некоторые исследователи включают в данную классификацию и такие нарушения, как диастема и дистопия. Дистопией называют патологию окклюзии, при которой отдельные зубы располагаются вне своей стандартной позиции в зубном ряду. В свою очередь, под термином диастема понимают такое нарушение положения зубов, при котором между соседними центральными резцами образуется щель, имеющая ширину до 6 мм.
По каким причинам могут возникнуть зубочелюстные дефекты
- Генетические – по наследству от родителей детям передаются различные особенности зубочелюстного аппарата: неправильный размер и форма, нарушение строения и функций мягких тканей.
- Эндокринные – гипотиреоз, гиперпаратиреоз, гипокортицизм, гипофизарный нанизм.
- Экзогенные – нарушения развиваются на фоне неблагоприятного воздействия внешних факторов в период внутриутробного развития; различных нарушений во время беременности; внутриутробных инфекций; родовых травм.
- Местные – раннее искусственное кормление, сосание пальцев, кормление детей дошкольного возраста только измельченной пищей, механические повреждения зубов, короткая уздечка, ранний кариес, зубной налет.
Основные стадии коррекции неправильного прикуса
Коррекцией патологического прикуса занимается ортодонтия. При этом программа терапии включает в себя несколько последовательных этапов.
- Диагностические мероприятия. Для постановки верного диагноза и подготовки программы лечения врачам могут потребоваться данные радиовизиографии, ортопантограммы или КТ. Полученные снимки помогают оценить выраженность изменений, произошедших в строении зубочелюстной системы.
- Стоматологическая санация полости рта (проведение профессиональной гигиены, лечение кариеса).
- Борьба с сопутствующими патологическими процессами.
- Установка брекетов или иных корректирующих конструкций.
- Ретенционные мероприятия, позволяющие закрепить результат, полученный в ходе ортодонтического лечения (ношение стоматологических ретейнеров).
Исправление прикуса – это трудная, продолжительная и дорогостоящая процедура, требующая от пациента глубокого терпения и ответственного подхода к соблюдению всех врачебных предписаний. Однако только таким способом можно добиться сохранения эстетики зубных рядов и предотвратить развитие целого ряда патологических процессов.
Лечение нарушений
Лечение аномалий выполняется в любом возрасте, но лучше начинать терапию в период, когда развивается молочный прикус. Некоторые зубочелюстные отклонения следует лечить только в определенном возрасте.
Могут применяться следующие методики:
- аппаратурная;
- аппаратурно-хирургическая;
- хирургическая;
- функциональная (миогимнастика).
Миотерапия представляет собой лечебную гимнастику. Благодаря систематическим продолжительным занятиям стимулируются функции мышц, которые плохо развиты, нормализуется рост челюстей и симметричное развитие всего лица. Наиболее эффективен данный способ лечения в дошкольном возрасте.
Аппаратурная терапия представляет собой механическое воздействие на отделы, в результате чего перестраиваются ткани зубочелюстной системы. Аппараты могут быть съемными и несъемными.
Когда аппаратное лечение не дает положительный результат, применяется комплексная терапия, которая включает в себя хирургическое вмешательство.
Осложнения после лечения
- существенное расширение опорных зубов;
- воспаление десен;
- кариес;
- кровоизлияние в ткани.
Методы лечения челюстнолицевых аномалий и деформаций
Методы лечения челюстнолицевых аномалий и деформаций очень разнообразны. Выбор их зависит от возраста ребенка, причины деформации, клинической формы и степени выражености аномалии, от стадии развития зубов и челюстей, а также от общего состояния ребенка и его психоэмоциональной зрелости. Все методы лечения условно делятся на: профилактические, аппаратурные, комбинированные (с использованием физиотерапевтических, хирургических методов интенсификации), хирургические. Аппаратурный метод является основным для лечения челюстнолицевых аномалий и деформаций, а все остальные выступают вспомогательными.
Предупредить возникновение зубочелюстных патологий можно лишь путем своевременного устранения причин, которые вызывают их или способствуют их возникновению. Профилактика заболеваний ЧЛС, в том числе и патологии прикуса производится как общими, так и местными мероприятиями. Все профилактические методы лечения можно разделить на такие периоды:
- период до зачатия ребенка (обращение будущих родителей в медико-генетические кабинеты при центрах планирования семьи и женских консультациях )
- период внутриутробный
- период лактационый (первые пол года жизни ребенка)
- период от 6 месяцев до конца временного прикуса (1.5-6 лет)
- период сменного прикуса (6-13 лет)
- период постоянный прикуса (с 13 лет)
В процессе медико-генетического консультирования определяются следующие моменты:
- болеет ли кто-нибудь из будущих родителей заболеваниями инфекционного характера, которые косвенно могут стать причиной спонтанных хромосомных мутаций, болеют ли они наследственными болезнями и не являются ли носителями таковых;
- существует ли риск у конкретной пары иметь ребенка с наследственными пороками развития в челюстнолицевой области;
- какую помощь могут получить родители при принятии решения после постановки пренатального диагноза у плода;
- какие профилактические и лечебные мероприятия может получить новорожденный ребенок при наличии у него генетически обусловленного порока развития ЧЛС, где будет оказываться помощь, в какой последовательности и в какие возрастные периоды.
Внутриутробный период
К общим мероприятиям профилактики возникновения аномалий и деформаций челюстнолицевой области можно отнести — предупреждение травм, разных заболеваний и нарушений обмена веществ беременной женщины. Важно защитить будущую мать от вредных психических, физических, химических влияний, создать ей комфортные условия труда и быта. Полноценное питание (сбалансированное по витаминам и микро элементам), пребывание на свежем воздухе являются неотъемлемой частью профилактики. Одним из важных аспектов на этом этапе являются физиологические роды без применения родовспомагательных операций (щипцы, вакуум и т.д.), кормление ребенка должно быть грудным.
Лактационый период
На этом этапе определяющим является режим и характер кормления. Необходимо следить за правильным положение ребенка во время сна. Безусловно грудное вскармливание является приоритетным. В случае искусственного вскармливания необходимо предпринять ряд мероприятий для максимального имитированния грудного кормления — это и подбор соски на бутылку по эластичности подобной к соску матери, это контроль за положением бутылочки во время вскармливания (ребенок должен прилагать усилия для высасывания молока, а не пассивно глотать льющуюся в рот смесь, необходимо следить, чтобы бутылочка не давила на нижнюю челюсть ребенка, чтобы избежать ее деформации). Также необходимо не забывать о профилактике вредной привычки у младенцев — сосание пальца и кулачка, для этого детям одевают пинетки на руки. Правильно подобраная соска — это еще один пункт контроля на даном этапе. К общим мероприятия относят — контроль сбалансированости питания, достаточная инсоляция ребенка, пребывание его на свежем воздухе, контроль за носовым дыханием, профилактика ОРВИ, и т.д.
Период временного прикуса
В период молочного прикуса общая профилактика сводится к предупреждению детских инфекционных заболеваний (скарлатина, корь, дифтерия, полиомиелит и т.д.), а также нарушений обмена веществ, особенно кальциевого. Борьба с рахитом, лечение эндокринных нарушений, заболеваний носа и гортани имеют непосредственное отношением к превентивным мероприятиям.
При обнаружении этих заболеваний дети должны быть направлены к профильному специалисту.
В период временного прикуса основной целью лечения является создание условий для нормального роста и развития отделов челюстнолицевого аппарата с помощью миогимнастики, а также соответствующей патологии аппаратуры. Последняя предназначена не столько для перемещения зубов, сколько для стимулирования роста недоразвитых отделов челюстей и нормализации соотношения зубных рядов. Кроме того, с помощью простых ортодонтических аппаратов (коронки для разобщения прикуса, капы или пластинки) снимают блокирование отдельных групп зубов, тем самым устраняют механические причины что препятствуют росту соответствующего отдела челюсти и перемещению нижней челюсти в правильное положение. В этом возрасте также применяют такие конструкции аппаратов, которые реализуют лечебное воздействие путем изменения функции мышц челюстно-лицевой области ребенка, так называемые миофункциональные трейнеры.
Характер пищи (кроме аспекта сбалансированости рациона по витаминам и микро элементам), ее консистенция имеет огромное значение для нормального развития жевательного аппарата. У детей, которые страдают так называемой «ленью жевания», не развита жевательная мускулатура, а это в свою очередь влечет вторичные деформации зубочелюстной системы. Необходимо таких детей учить правильно (интенсивно, энергично, быстро, часто) измельчать пищу, тем самым помочь им в развитии жевательной мускулатуры и выработки привычки к активному пережевыванию пищи. Этого можно достичь, если давать ребенку вместо каш и жидкой пищи (то есть мягкой) достаточно жесткую еду — яблоко, сухарик, морковку и т.д. Пища этой консистенции нуждается в усиленной жевательной эффективности, и в конечном итоге приводит к развитию жевательной мускулатуры.
Необходимо также с малых лет лечить больные зубы. Особенного внимания заслуживает лечение временных вторых маляров и шестых постоянных зубов, их нужно предельно долго сохранять здоровыми. Необходимо проводить с ребенком уроки гигиены, контроль со стороны родителей во время чистки зубов, при обнаружении кариеса его своевременное лечение. Необходимо разъяснять родителям, что временные зубы, несмотря на короткий период службы, должны быть полноценными на протяжении всего периода своего существования, в другом случае кариозонные зубы и раннее их удаление может привести к остеомиелиту, укорочению зубной дуги, как следствие скученность постоянных зубов, снижению высоты прикуса и т.п. негативным последствиям.
Что касается вредных привычек, конечно, необходимо использовать максимум усилий со стороны родителей, врача и ребенка для их устранения! Например — если ребенок закусывает нижнюю губу, как следствие этого возникает чрезмерное развитие верхней челюсти или протрузия фронтальных зубов этой челюсти и недоразвитие нижней челюсти, нужно на определенный временной промежуток переориентировать ребенка на закушивание верхней губы, тем самым рост верхней челюсти замедлить, а нижней усилить. Вредные привычки развиваются у детей в период роста, когда кости черепа предельно податливы и поэтому легко деформируются. Пальцы, язык, кулачок являются искусственно созданной площадкой, по которой скользят зубки в отличие от природных наклонных плоскостей, которыми являются небные поверхности фронтальных зубов и бугорковые скаты при прорезывании, придают неправильное направление прорезывания и роста постоянных зубов.
К мероприятиям профилактики и лечения аномалий прикуса в раннем возрасте следует также еще отнести общую гимнастику (предупреждение сколиоза, кифоза, лордоза и т.д.) и специальные упражнения для жевательной и мимической мускулатуры. Группы мышц, которые тренируют при аномалиях прикуса — жевательная мышца, височная, крыло-небная, круговая мышца рта, мышцы шеи.
Сменный период прикуса
К местной (специальной) профилактике относится санация полости рта ребенка. Определенное значение для предотвращения сагитального или бокового смещения нижней челюсти, то есть принужденной прошении или перекрестного прикуса, имеет пришлифовывание бугорков временных клыков, тех что не стерлись, и других зубов. При преждевременной потери временных зубов или постоянных, а также при отломе коронковой части этих зубов показано своевременное рациональное протезирование.
Для предотвращения аномалий прикуса необходимо наблюдать за сменой временных зубов постоянными. При задержке временных зубов в зубном ряду их удалять, обязательным условием при этом есть присутствие зачатка постоянного соответствующего зуба, его видно на контрольный рентгенограмме. Удалению также подлежат сверх комплектные зубы, что предупреждает аномальное прорезывание комплектных зубов. Иногда целесообразнее удалить комплектный разрушений зуб, а сверх комплектный оставить как его здоровую замену.
Крайне эффективным профилактическим мероприятием является рассечение укороченной или неправильно при крепленной уздечки языка и губ.
К профилактике также относят миогимнастику, некоторые простые аппаратурные вмешательства, в том чисте раз общение прикуса, перемещению отдельных зубов и т.д.
Лечение в период сменного периода прикуса проводят в основном разнообразными аппаратами, которые служат для выправления положения зубов, формы зубных и альвеолярных дуг и соотношения зубных рядов. Аппаратурное лечение часто объединяют с миогимнастикой, которая более эффективна в первой половине сменного прикуса, чем в начале. Вместо исключительно профилактических мероприятий, характерных для временного прикуса, доктор в смешанном прикусе применяет профилактику в тесном сочетании с лечение съемными и не съемными аппаратами.
Постоянный прикус
В период постоянного прикуса возможности профилактики значительно ограничены. В этом возрасте уже почти невозможно влиять на рост зубочелюстного аппарата, так как от уже почти завершен. Поэтому осуществляется с помощью не съемной или съемной аппаратуры, главным образом, перемещению зубов и исправление соотношения зубных рядов.
Иногда аппаратурное лечение проводится вместе с хирургическим вмешательством, таким как удаление отдельных зубов, остеотомия, декортикация, компактостеотомия. При тяжелых формах открытого прикуса, прогении, или прогнатии обусловленных аномалиями развития челюстей, проводятся специальные операции в соединении с аппаратурным лечением.
Но главным фактором успешного лечения и профилактики на любом этапе развития челюстнолицевого аппарата есть и будет хорошая взаимосвязь между ребенком, родителями и врачом, об этом нужно помнить всем действующим лицам этого сложного и не всегда легкого процесса.
Кузьменко Ирина Борисовна
Профилактические методы
Благодаря комплексному подходу, применению ультрасовременной терапевтической стоматологии, новаторских хирургических методов лечения, устраняются аномалии, восстанавливается нормальное функционирование зубочелюстного аппарата.
К профилактическим методам относятся:
- придерживаться здорового образа жизни во время беременности, исключить стрессы;
- рационально питаться;
- своевременно корректировать нарушения эндокринного характера;
- регулярно посещать стоматологический кабинет для проведения диагностики и выявления аномалий.
Важно следить за состоянием здоровья ребенка сразу после рождения. Немаловажную роль играет раннее прикладывание к груди, насыщенное витаминами и всеми необходимыми веществами питание. Все это поможет избежать различных аномалий.
Дефекты развития зубочелюстной системы у детей
Основная часть пациентов детской стоматологической ортодонтии
– дети с аномальным прикусом. Неправильное смыкание зубов верхней и нижней челюсти можно распознать по некоторым признакам.
Признаки аномалий прикуса:
- между зубами большие щели;
- ночной скрежет зубами;
- скученность зубов в ряду;
- речевые нарушения;
- ребенок может жаловаться на болевые ощущения при пережевывании пищи, также не исключаются головные боли.
Зубочелюстные аномалии у детей классифицируют на несколько видов.
Виды патологии:
1. Глубокий прикус – верхние зубы в состоянии смыкания полностью закрывают нижние резцы.
2. Открытый прикус – зубы верхней и нижней челюсти при смыкании не соприкасаются друг с другом.
3. Дистальный – при таком прикусе зубы верхней челюсти сильно выдвигаются вперед. Если наблюдается выдвижение зубов нижней челюсти, диагностируется мезиальный прикус.
4. При смещении зубных дуг по отношению друг к другу определяется перекрестный дефект прикуса.
Причины аномального развития прикуса у детей
По мнению опытных врачей-ортодонтов у более 50% детей неправильный прикус формируется по причине наследственной предрасположенности. У остальных пациентов дефекты развития носят приобретенный характер.
Причины аномалий прикуса:
1. Вредные привычки малыша – сосание пальца, длительное применение пустышки, покусывание губ, языка.
2. Искусственное вскармливание малыша.
3. Неправильное положение головы во время сна.
4. Ранняя потеря молочных зубов.
5. Дыхание через рот.
6. Болезни ЛОР-органов хронического характера.