[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию] [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция стоматологического гигиениста [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
Общие положения
1.1. Стоматологический гигиенист относится к категории специалистов.
1.2. На должность стоматологического гигиениста назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Стоматология профилактическая».
1.3. Стоматологический гигиенист назначается на должность и освобождается от нее главным врачом (директором) учреждения.
1.4. Стоматологический гигиенист должен знать:
— законы, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты, определяющие развитие здравоохранения, касающиеся вопросов оказания стоматологической помощи населению;
— принципы диспансеризации населения;
— принципы медицинской этики и деонтологии;
— принципы организации профилактической стоматологической помощи детям и взрослым;
— методы и средства профилактики стоматологических заболеваний;
— основы эпидемиологии, этиологию и патогенез, диагностику и общие принципы лечения основных стоматологических заболеваний;
— индексы регистрации интенсивности кариеса и болезней пародонта, гигиенического состояния полости рта;
— методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта, особенности и организацию обучения гигиене полости рта детей организованных детских коллективов;
— методы стоматологического просвещения населения;
— правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— [вписать нужное].
1.5. Во время отсутствия стоматологического гигиениста (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.6. [Вписать нужное].
Врач акушер-гинеколог Врач акушер-гинеколог. Должностная инструкция.
1. Общие положения 1.1. Врач акушер-гинеколог относится к категории врачей-специалис- тов и непосредственно подчиняется ______________________________________. (должность непосредственного руководителя) 1.2. На должность врача акушера-гинеколога принимается врач, про- шедший специализацию по акушерству и гинекологии или имеющий опыт работы в области данной специальности. 1.3. Врач акушер-гинеколог принимается на работу и увольняется ____ __________________. (должность) 1.4. Врач акушер-гинеколог обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятель- ности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять ини- циативу, принципиальность и добросовестность в работе, пропагандировать здоровый образ жизни и сам следовать ее принципам. 1.5. Врач акушер-гинеколог должен знать: — основы законодательства о здравоохранении и директивные докумен- ты, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; — организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, организа- цию работы скорой и неотложной помощи; — показатели материнской и перинатальной смертности и мероприятия по их снижению; — основы топографической анатомии областей тела и, в первую оче- редь, передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространст- ва, малого таза и уро-генитальной области в норме и при патологии; — основные вопросы нормальной и патологической физиологии соот- ветственно у здоровых женщин и при акушерско-гинекологической патологии; — взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуля- ции; — физиологию и патологию менструальной функции женщины; — физиологию и патологию беременности, родов и послеродового перио- да, группы риска; — причины возникновения патологических процессов в организме женщи- ны, механизмы их развития и клинические проявления; — влияние производственных факторов на специфические функции женс- кого организма; — физиологию и патологию системы гемостаза, показания и противопо- казания к переливанию крови и ее компонентов; — основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения; — общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинеколо- гии, в т. ч. функционального состояния яичников; — основы применения эндоскопии и рентгено-радиологии для обследова- ния и лечения гинекологических больных; — вопросы асептики и антисептики в акушерстве и гинекологии; — основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии; — принципы, приемы и методы обезболивания в акушерстве и гинеколо- гии, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и новорожденных; — основы инфузионной терапии в акушерстве и гинекологии, характе- ристику препаратов крови и кровезаменителей; — основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии; — принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации; — основы патогенетического подхода при проведении терапии в акушерстве и гинекологии; — основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинеко- логии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; — основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско- гинекологической практике; — новые современные методы профилактики и лечения акушерско-гинеко- логической патологии, а также непланируемой беременности; — основы онкологической настороженности в целях профилактики и ран- ней диагностики злокачественных новообразований у женщин; — вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии; — организацию, проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффек- тивности; — особенности санэпидрежима в отделениях акушерского и гинекологи- ческого стационара, в женской консультации; — показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных; — оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной тера- пии, технику безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инстру- ментарий, применяемый при различных акушерско-гинекологических операциях; — принципы работы с мониторами; — основы юридического права в акушерстве и гинекологии; — вопросы организации медицинской службы гражданской обороны; — профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностиро- вать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях: травматический шок, острая кровопотеря (в т. ч. преждевременная отслойка плаценты), эклампсия, острая сердечно-сосудистая и дыхательная недоста- точность. 1.6. Врач акушер-гинеколог должен уметь: — получить информацию о течении беременности, о заболевании; — выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинеко- логической патологии и организовать проведение мер профилактики; — применить объективные методы обследования беременной, больной, выявить общие и специфические признаки гинекологического заболевания или осложнения беременности; — оценить тяжесть состояния больной, определить объем и последова- тельность реанимационных мероприятий; — оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях; — определить необходимость применения специальных методов исследо- вания (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональ- ных), интерпретировать полученные данные; — выявить ранние признаки беременности, определить ее сроки, поло- жение плода, размеры таза; — определить показания к госпитализации беременной или гинекологи- ческой больной, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием женщины; — составить дифференцированный план ведения беременной и провести его коррекцию в динамике; — разработать план подготовки больной к экстренной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции; — определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриарте- риальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия; — применить по показаниям адекватную методику обезболивания в аку- шерско-гинекологической практике; — решить вопрос о трудоспособности больной; — вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность меж- ду лечебно-профилактическими учреждениями; — проводить профилактику непланируемой беременности; — проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность; — проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профи- лактического учреждения; — проводить санитарно-просветительную работу; — установить срок беременности, оценить состояние здоровья беремен- ной, выявить возможные нарушения и осуществить комплекс диспансерных ме- роприятий; — выявить признаки ранней или поздней патологии беременности (ран- ний и поздний токсикоз, водянка, нефропатия, эклампсия) и провести все необходимые мероприятия по ее устранению; — выполнить наружное и внутреннее акушерское исследование, опреде- лить фазу течения родов и положение плода, степень зрелости шейки матки; — провести физиологические роды, роды при затылочном или головном предлежании плода; — своевременно распознать и провести роды при разгибательных пред- лежаниях плода, тазовом предлежании, крупном плоде и многоплодной бере- менности; — оценить степень сужения таза, обосновать наиболее рациональную тактику и выполнить ее; — своевременно определить показания к операции кесарева сечения; — обосновать тактику при поперечном положении плода и выполнить ее; — обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболева- ниях; — определить аномалии родовой деятельности (первичная слабость, вторичная слабость, быстрые и стремительные роды) и осуществить регуляцию родовой деятельности; — установить причину акушерского кровотечения (предлежание плацен- ты, преждевременная отслойка, атоническое кровотечение) и оказать необхо- димую помощь при этом состоянии; — установить признаки внутриутробной гипоксии плода и оказать необ- ходимую помощь; — выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой трав- ме новорожденного; — оценить течение послеродового периода, выявить послеродовые ос- ложнения и провести борьбу с ними; — определить осложнения периода новорожденности, разработать лечеб- ные мероприятия и провести их; — установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: внематочная беременность, внебольничный аборт, генитальный туберкулез, воспалительные заболевания женских половых органов септичес- кой этиологии, аномалии положения половых органов, гонорея у женщин, три- хомониаз мочеполовых органов, дисгормональные заболевания, доброкачест- венные опухоли матки и придатков, злокачественные опухоли матки и придат- ков. 2. Операции и манипуляции 2.1. Врач акушер-гинеколог выполняет следующие операции и манипуля- ции: — кольпоскопия; — диагностическое выскабливание полости матки; — выскабливание полости матки при прерывании беременности; — классическое ручное пособие; — экстракция плода; — акушерские щипцы; — массаж матки при ее атонии; — кесарево сечение; — зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности; — ручное отделение и выделение последа, ручной контроль полости матки; — лапаротомия при внематочной беременности и перекруте кисты яични- ка; — пункция заднего свода; — гидротубация; — амниотомия; — гистеросальпингография; — ампутация матки; — прицельная биопсия; — удаление полипа слизистой шейки матки; — катетеризация мочевого пузыря; — зондирование желудка; — сифонная клизма; — венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови. 3. Должностные обязанности 3.1. Основной задачей врача акушера-гинеколога является оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи. 3.2. В соответствии с основной задачей врач акушер-гинеколог обес- печивает: 3.2.1 надлежащий уровень наблюдения, обследования и лечения женщин в соответствии с принципами лечебно-охранительного режима и соблюдения правил медицинской деонтологии; 3.2.2 своевременное предоставление отпуска по беременности и родам в соответствии с действующим законодательством, больничного листка в слу- чаях временной нетрудоспособности, направление на врачебно-консультатив- ную комиссию и ВТЭК; 3.2.3 проведение санитарно-просветительной работы среди женщин; 3.2.4 систематическое проведение мероприятий по повышению квалифи- кации среднего и младшего медицинского персонала. 4. Права и обязанности 4.1. Врач акушер-гинеколог обязан: 4.1.1 знать и уметь применять на практике современные (апробиро- ванные) методы и средства обследования диагностики и лечения; 4.1.2 ежедневно проводить обход в палатах совместно с акушеркой (медицинской сестрой); 4.1.3 участвовать в обходах заведующего отделением и докладывать ему о госпитализированных женщинах, в необходимых случаях принимать учас- тие в консультациях больных; 4.1.4 участвовать в приеме беременных, рожениц, родильниц и боль- ных, поступающих в отделение в часы его работы; проводить их осмотр, наз- начать необходимые лечебно-диагностические мероприятия и заполнять в установленном порядке учетную медицинскую документацию; 4.1.5 нести дежурство в соответствии с утвержденным графиком; 4.1.6 передавать дежурному врачу стационара список с фамилиями больных, требующих особого наблюдения; 4.1.7 при личном обращении родственников давать справки о состоя- нии здоровья рожениц, родильниц и больных с учетом принципов сохранения врачебной тайны; разъяснять родственникам и самой женщине нецелесообраз- ность и вредность преждевременной выписки или дальнейшего пребывания в стационаре; 4.1.8 докладывать заведующему отделением, а в его отсутствие не- посредственно заместителю главного врача по медицинской части (или глав- ному врачу): — об угрожающих жизни переменах в состоянии здоровья больных и о всех случаях смерти; — о грубых нарушениях правил внутреннего распорядка со стороны ме- дицинского персонала и больных; 4.1.9 систематически повышать свою квалификацию. 4.2. Врач акушер-гинеколог имеет право: 4.2.1 назначать и отменять (ранее назначенные самим врачом) любые лечебно-диагностические мероприятия, вытекающие из изменяющегося состоя- ния больной и наличия возможностей в области диагностики и лечения; 4.2.2 проверять правильность и своевременность выполнения средним и младшим медицинским персоналом назначений и указаний по лечению и уходу за женщинами, за содержанием их в надлежащей чистоте и опрятности; 4.2.3 осуществлять выписку и перевод женщины в другое отделение родильного дома или другое лечебно-профилактическое учреждение по согла- сованию с заведующим отделением; 4.2.4 давать указания подчиненным ему работникам отделения вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисциплинар- ных взысканий за отдельные упущения в работе или нарушение правил внут- реннего трудового распорядка; 4.2.5 выдавать больничные листки в соответствии с действующей инструкцией. 5. Ответственность 5.1. Врач акушер-гинеколог несет ответственность за нарушения прав граждан в области охраны здоровья, ставшие следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей, в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации. 5.2. В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения врачом акушером-гинекологом своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граж- дан или их смерть, он обязан возместить ущерб в объеме и порядке, уста- новленных законодательством Российской Федерации. 5.3. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и норматив- но-правовых актов врач акушер-гинеколог несет дисциплинарную, материаль- ную, административную и уголовную ответственность в соответствии с дейст- вующим законодательством Российской Федерации. Программный комплекс «Отдел кадров. Штатное расписание», «Тарификация» (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник. Подробнее о программе ‘Отдел кадров.Штатное расписание’
Должностные обязанности
Стоматологический гигиенист:
2.1. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента.
2.2. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов, проводит контрольную чистку зубов, дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых.
2.3. Дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями.
2.4. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения, и выработку навыков рационального ухода за полостью рта.
2.5. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний.
2.6. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над — и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации.
2.7. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов.
2.8. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, родителей.
2.9. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
2.10. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени.
2.11. Ведет учетно-отчетную документацию.
2.12. [Вписать нужное].
История профессии
Следы заботы о зубах фиксируются археологами при раскопках с возрастом останков более 1,8 миллионов лет. Первые предшественник зубных щеток появились в Индии, а первые рецепты зубных паст – в Греции около 1500 года до н.э. Настоящая зубная щетка из щетины свиньи изобретена китайцами в XV столетии, а уже в XVIII – выпуск щеток поставила на поток английская фирма Аддис. Но вплоть до начала XIX столетия гигиена полости рта сводилась к удалению зубного камня и была прерогативой цирюльников, а не врачей.
Родиной гигиены полости рта по праву можно считать Америку. Там в начале XIX века сформировалась привычка дантистов поручать профилактические мероприятия по уходу за ротовой полостью своим помощникам. В 1844 году это и послужило поводом для рождения «новой» врачебной специальности: стоматолог-гигиенист. Результаты деятельности гигиенистов позволили снизить кариес у жителей Америки на 65%. И в дальнейшем американцы уже никогда не выпускали пальму первенства в вопросах гигиены полости рта из рук.
Современный тюбик для зубной пасты изобретен американцем Колгейтом, 1937 год – дата создания нейлона, который открыл новую страницу в развитии зубных щеток: прочный, эластичный, влагоустойчивый и антибактериальный. В конце 30-х годов прошлого века в США появилась на свет первая электрическая зубная щетка, а в 1967 году там же изобрели ирригаторы для полости рта. Все это составляет основу ухода за пародонтом и сегодня.
В России стоматологи-гигиенисты практиковали с начала ХХ столетия, но затем профессия была забыта в силу объективных обстоятельств: череда революций и войн. Первая советская зубная паста датируется 1950 годом! И только с 2001 года в стране стали открываться кабинеты стоматологической гигиены.
Один из первых рекламных плакатов зубной пасты, изобретенной в США.
Где пройти обучение
Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Гигиена и санитария» и выдаёт диплом и сертификат.
Медицинский университет инноваций и развития приглашает вас пройти дистанционные курсы переподготовки или повышения квалификации по направлению «Врач-гигиенист» с получением диплома или сертификата государственного образца. Обучение длится от 16 до 2700 часов, в зависимости от программы и вашего уровня подготовки.
Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Гигиена питания» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.
Почему важно регулярно приходить к гигиенисту?
Обычная щетка не способна в полной мере очистить зубы от остатков пищи, налета. В итоге мягкий зубной налет превращается в твердые отложения: наддесневые и поддесневые камни. Они нарушают нормальное прикрепление десен, разрушают связочный аппарат зуба. Возникает опасное заболевание – пародонтит. Если вовремя не обратиться к гигиенисту для проведения профессиональной гигиены, зубы станут подвижными и вскоре выпадут. В услуги стоматологии входит своевременная диагностика и лечение пародонтита, что позволяет избежать осложнений.
Кроме того, бактерии, находящиеся в зубном налете, разрушают эмаль и приводят к кариесу. Поэтому регулярное проведение профессиональной чистки является профилактикой развития кариеса.
Как будет проходить прием
В кабинете гигиениста вы не увидите бормашины. Однако в своей работе он использует достаточно разнообразное оборудование. К тому же, гигиенист бывает в курсе последних новинок в сфере гигиены. Стандартные процедуры будут проходить в несколько этапов:
- На первом этапе гигиенист производит обследование ротовой полости и при помощи красящего вещества выявляет проблемные зоны.
- На втором — происходит очистка зубов от налета чаще всего при помощи порошково-струйного аппарата (система Air flow).
- Третий этап включает в себя удаление минеральных отложений. Чаще всего для этого используют ультразвуковой аппарат со специальной насадкой.
- На последнем этапе происходит полировка всех поверхностей специальными пастами и укрепление эмали с помощью фтористого лака.
Процедура определения индекса чистоты зубов заслуживает отдельного внимания. Специалист окрашивает зубы специальным красителем и предлагает вам провести обычную чистку зубов. После этого результат фиксируется. Так выявляются недочеты ежедневной гигиены и детально разбираются механизмы улучшения гигиены. Остатки красящего вещества гигиенист счищает электрощеткой с резиновой насадкой. Особенно эффективной эта процедура бывает для маленьких пациентов.
Что делает стоматолог-гигиенист?
- проводит профессиональное снятие зубных отложений;
- осуществляет подбор средств для индивидуального домашнего ухода;
- рассказывает и показывает, как правильно проводить гигиену дома;
- занимается отбеливанием зубов;
- лечит десна аппаратом Вектор;
- занимается профилактикой развития кариеса у детей.
Лучше всего приходить к гигиенисту раз в полгода – это позволяет пациентам свести на нет заболевания зубов и десен и забыть, что такое бормашина. Также во время осмотра гигиенист видит заболевания, требующие лечения у смежных специалистов. Своевременное направление на лечение поможет избежать осложнений.
Как стать гигиенистом
Чтобы стать гигиенистом, нужно:
- Закончить ВУЗ по специальности «Профилактическая стоматология» или «Стоматология».
- Получить вместе с дипломом аккредитационный лист, сдав тестовые задания, экзамен и пройдя собеседование со специальной комиссии, состоящей из докторов наук и профессоров. Это даст право работать самостоятельно на амбулаторном или поликлиническом приеме.
- Год в обязательном порядке отработать в поликлинике или амбулатории, а затем, поступить в ординатуру (2 года) по специальности «Профилактическая стоматология».
В процессе работы врачам начисляются квалификационные баллы, подтверждающие аккредитацию: за проведение сложных манипуляций, участие в научно-практических конференциях и семинарах, за публикацию научных статей, книг, защиту диссертации. Каждые 5 лет эти баллы суммируются и оцениваются аккредитационной комиссией. Если набрано достаточное количество баллов, то следующие пять лет можно работать по специальности дальше. При отсутствии достаточного количества баллов врач лишается права лечить. Подробнее об аккредитации и отмене интернатуры.
Рост профессионализма, уровня знаний и опытности врача обычно отражается квалификационной категорией. Все категории присваиваются квалификационной комиссией в присутствии самого врача, на основании его письменной исследовательской работы, содержащей описание навыков и знаний.
Сроки присвоения:
- более 3 лет стажа – вторая категория;
- более 7 лет – первая;
- более 10 лет – высшая.
Врач имеет право не квалифицироваться, но для карьерного роста это будет минус.
Также карьерному и профессиональному росту способствует научная деятельность – написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в медицинских журналах, выступления на конференциях и конгрессах.
Гигиенистом можно стать, получив среднее специальное образование, но в этом случае деятельность врача ограничивается рамками ФАПа или школьного (дошкольного) гигиенического кабинета.