[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию] [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция ассистента врача-стоматолога
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Кто такой ассистент стоматолога?
Ассистент стоматолога — это тот самый человек, который встречает и приветствует пациента, приглашает его пройти в кабинет, предлагает расположиться в кресле поудобнее, подсказывает, куда убрать вещи.
Читайте также: Как уехать жить в Италию из России
Прежде всего, конечно, — это помощник лечащего врача. Он подаёт нужные инструменты, сотрудничает с доктором во время всего рабочего процесса.
Но его роль также заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для пациента. Именно благодаря доброжелательной улыбке ассистента, его заботе и вниманию многие люди расстаются со страхом перед предстоящей процедурой.
Внимательный сотрудник всегда заметит, что нужно пациенту в данный момент — поправить кресло, прополоскать рот.
Убрать
Ассистент убирает:
- в полости рта пациента: валики, шарики, ретракционные нити, осколки, крошки;
- загрязнения с лица и очков пациента;
- загрязнения с рабочих инструментов;
- отодвигает подлокотник и столик стоматологической установки по окончании лечения; инструментарий в кассету со столика стоматологической установки.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Убрать»
Ассистент:
- ждет, пока врач напомнит ему помочь убрать из полости рта пациента шарики, валики, ретракционные нити, осколки твердых тканей зуба, крошки пломбировочного материала, загрязнения с очков пациента и зеркала врача во время лечения;
- не замечает загрязнений на лице пациента, оставшихся после лечения, гигиенической чистки, снятия оттисков;
- не предупреждает пациента о том, что будет убирать что-либо с его лица, и делает это неожиданно для пациента;
- в необходимых случаях не комментирует свои действия для врача и пациента.
Врач:
- действует за ассистента, убирая из полости рта пациента шарики, валики, ретракционные нити, осколки твердых тканей зуба, крошки пломбировочного материала, загрязнения с очков пациента и инструментов врача;
- не напоминает ассистенту о необходимости конкретных действий, когда он не выполняет свои обязанности.
Подача инструментов и материалов
Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.
Правила подачи анестетика:
- ассистент подает карпульный шприц, четко называя анестетик,
- врач перехватывает шприц,
- ассистент снимает защитный колпачок с иглы,
- оба партнера вербально и невербально релаксируют пациента.
Десять правил подачи инструментов
- Никогда не передавать инструменты над головой или лицом пациента.
- Ассистент передает инструмент над грудью пациента, чтобы он не испытывал дискомфорт.
- В случае передачи хирургического инструмента (например, щипцов для удаления зуба) допускается его передача за головой пациента.
- Всегда передавать инструмент врачу рабочим концом к препарируемому зубу таким образом, чтобы ручка инструмента оказалась в ближайшем и удобном для захвата положении к ведущей руке врача.
- Осторожно передавать острые инструменты или инструменты с двумя ручками (щипцы, ножницы) для исключения травм пациента или врача.
- Избегать столкновения рук ассистента с руками врача.
- Подавать требующийся инструмент необходимо в руки врача так, чтобы обеспечить перехват и предупредить падение инструмента.
- Подавать и принимать инструмент надо так, чтобы рука врача производила как можно меньше движений.
- Не поднимать инструмент, если он упал на пол.
- Если инструмент упал на пол, то для пациента надо отметить, что вы замените инструмент на стерильный. В противном случае пациент может рассмотреть падение инструмента как ситуацию, не позволяющую продолжить лечение должным образом.
Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.
Взять, перехватить, придержать
Ассистент берет или перехватывает инструмент из рук врача.
Врач берет или перехватывает инструмент из рук ассистента.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Взять, перехватить, придержать»
Ассистент:
- не владеет техникой замены инструментов один на другой, не умеет передавать инструменты врачу;
- не знает или не предвидит, какой инструмент понадобится врачу в следующий момент (например, во время восстановления зуба композиционным материалом);
- не приходит врачу на помощь в моменты лечения, когда нужно придержать щеку или язык пациента, матрицу, шовный материал;
- спешит или резок в движениях с инструментами — есть опасность нанесения травмы пациенту или врачу;
- не комментирует свои действия для врача и пациента в случае необходимости.
Врач:
- полагается только на себя, потому что не рассчитывает на эффективную помощь ассистента или не доверяет ему;
- не вербализует просьбу для ассистента, необоснованно рассчитывая на его сообразительность.
Рабочий график
Должностные обязанности ассистента стоматолога можно условно разделить на две составляющие. Первая – это именно рабочий процесс и его взаимодействие с врачом. Кроме того, помощник стоматолога должен успевать приводить кабинет в порядок, вовремя заказывать лекарственные средства, инструменты, расходный материал, дезинфицировать и стерилизовать инструмент. Выполнение этих обязанностей не может идти в разрез с помощью врачу, когда это требуется.
Ассистент, как правило, приходит на работу раньше доктора, и уходит позже него – чтобы иметь время на подготовку рабочего места перед приемом пациентов и всегда быть на подхвате у врача. Стоматологи обычно работают посменно – до обеда или после. Ассистенты также не находятся в клинике от зари до зари, их рабочий день зависит от графика доктора, но он более продолжительный, чем у непосредственного начальника.
Сушить
Ассистент: сушит операционное поле марлевыми шариками, работает водным аспиратором, чтобы удалить костную стружку и избыток жидкости из операционного поля в полости рта пациента. Жидкость и твердые остатки во рту у пациента удаляются с помощью эвакуаторов (аспираторов).
Эвакуаторы — устройства для удаления воды, слюны и твердых остатков, возникающих при обработке тканей зубов.
Эвакуация необходима, чтобы врач видел операционное поле, а также чтобы предотвратить развитие асфиксии у пациента. Эвакуаторами оснащены все современные стоматологические установки. Для удобства в работе используют наконечники эвакуаторов — пылесос и слюноотсос.
Слюноотсос применяется для удаления слюны из полости рта во время стоматологических манипуляций без использования водной струи. Имеет маленький эвакуационный наконечник, состоящий из гибкой легкозаменяемой одноразовой пластмассовой трубки.
Пылесос применяется для удаления воды, слюны и твердых остатков, так как обладает большей вакуумной тягой, чем слюноотсос. Имеет больший диаметр, чем у слюноотсоса, рабочего шланга, и более объемный наконечник. Наконечники пылесоса бывают многоразовые и одноразовые.
Восемь правил работы с пылесосом и слюноотсосом
- Не ударять наконечником пылесоса о зубы, губы или десну — это может повредить их ткани и причинить дискомфорт пациенту.
- Избегать засасывания мягких тканей ротовой полости в наконечники (особенно пылесоса) — это может способствовать образованию кровоподтека или вызвать неожиданную реакцию пациента, даже испуг, он может отпрянуть от неожиданных ощущений, когда врач работает в полости рта вращающимся инструментом.
- Дозировать вакуумный эффект в зависимости от проводимой работы и количества жидкости и твердых остатков, подлежащих эвакуации. Это делается с помощью клапана в обоих наконечниках. Сильный вакуумный эффект, например при работе слюноотсосом в подъязычном пространстве, может привести к пересушиванию слизистой. Пациент при этом испытывает сухость во рту, першение в горле и может помешать работе врача.
- Нельзя размещать наконечники слюноотсоса и пылесоса на корне языка, в районе глотки и мягкого неба — это может вызвать у пациента рвотный рефлекс.
- Фиксировать наконечник пылесоса в полости рта пациента в то время, когда врач работает наконечником бормашины. При передвижении наконечника пылесоса можно случайно задеть по наконечнику бормашины и нанести травму пациенту.
- Не опираться наконечником пылесоса на десну, губы, язык или зубы.
- Располагать наконечник пылесоса на расстоянии одного зуба от препарируемого зуба.
- При работе эвакуатором следить за тем, чтобы не закрывать врачу обзор и доступ к операционному полю.
Способы захвата наконечника пылесоса
А. Способ держания ладонью и большим пальцем (универсальный) — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны большого пальца, а большой и указательный пальцы — на вентиле перекрывающего клапана. Наконечник оказывается полностью зажатым в ладонь. Этот способ захвата особенно удобен при работе в II и III секторах зубного ряда.
Б. Способ держания «удочкой» — взять наконечник правой рукой таким образом, чтобы шланг оказался со стороны мизинца, а большой палец — на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ захвата обычно используется при работе в I секторе зубного ряда.
В. Способ держания «пишущей ручкой» — взять наконечник правой рукой так же, как и при способе А, с той разницей, что пальцы — мизинец и безымянный — не зажимают наконечник, а располагаются вдоль него. При этом большой и указательный пальцы находятся на вентиле перекрывающего клапана. Этот способ используется при работе в дальних секторах — I и IV — зубного ряда.
Примечание. Способы захвата зависят от вида перекрывающего клапана. Если клапан закручивается (имеет вид шайбы), то надо использовать способы А или В. Если клапан в виде рычага и управляется одним большим пальцем, применяются способы А или Б.
Приемы захвата и установки слюноотсоса
Слюноотсос захватывается таким образом, чтобы большой и указательный пальцы располагались на вентиле перекрывающего клапана, остальные пальцы — вдоль наконечника. Шланг находится со стороны мизинца. Прием захвата схож с приемом захвата В наконечника пылесоса.
Когда ассистент занят подготовкой инструментария или пломбировочного материала, слюноотсос устанавливается стационарно, обычно в подъязычное пространство. Чтобы закрепить слюноотсос, гибкий наконечник изгибается в соответствии с анатомическим строением этого участка нижней челюсти.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Сушить»
Ассистент:
- не успевает убирать жидкость в полости рта пациента во время лечения;
- в простых случаях лечения вовремя не меняет шарики-валики во рту у пациента;
- не умеет удобно для работы врача поставить воздушный аспиратор («пылесос») — закрывает доступ к рабочему участку в полости рта;
- доставляет своими действиями дискомфорт пациенту, например наконечником пылесоса сильно давит на десну или ударяет по зубам;
- не отслеживает, удобно ли врачу, когда идет работа с аспираторами;
- не отслеживает состояния пациента.
Врач:
- берет на себя работу с водным аспиратором;
- не доверяет ассистенту замену шариков-валиков во рту у пациента в простых случаях лечения.
Ключевые знания ассистента стоматолога
В обязанности ассистента стоматолога входит знание таких немаловажных предметов, как:
- законы и нормативно-правовые документы РФ, относящихся и регламентирующих работу учреждений здравоохранения;
- принципы, согласно которым организовано оказание медицинской стоматологической помощи;
- анатомическое строение и функционирование зубо-челюстной системы человека, биомеханика жевательного аппарата;
- теоретическая подготовка и практические умения и навыки лечения основных стоматологических заболеваний;
- основы организации стоматологической помощи взрослым и детям с целью профилактики заболеваний;
- способы профилактики стоматологических заболеваний и медикаментозные и другие средства, с помощью которых проводят профилактические мероприятия;
- каким образом поддерживается и производится профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта;
- методы стоматологического просвещения населения;
- нормы защиты труда, санитарные правила, а также правила техники безопасности на производстве и правила противопожарной безопасности;
- Также, ассистент должен соблюдать внутренние правила трудового распорядка стоматологической поликлиники или иного стоматологического лечебного учреждения, в котором он работает.
Должностные обязанности ассистента стоматолога
Должностной инструкцией регламентируются следующие обязанности ассистента стоматолога:
- подготовка стоматологического кабинета и необходимых в работе материалов, для приема пациентов;
- обязательное соблюдение санитарно-гигиенических правил противоэпидемического режима, стерилизации оборудования и инструментов, правил хранения и использования медицинских препаратов и оборудования;
- еженедельное проведение тщательной генеральной уборки кабинета, в том числе мытье с применением дезинфицирующих средств стен и всех других поверхностей. День генеральной уборки назначается руководством;
- контроль за чистотой и порядком в стоматологическом кабинете;
- проведение дезинфекции, предварительной чистки и стерилизации необходимых инструментов и перевязочного материала;
- выполнение в течение приема пациентов всех распоряжений врача;
- помощь врачу в процессе приема пациентов, заполнение медицинской документации;
- ведение записей в журналах «Контроль качества работы стерилизаторов» и «Контроль качества предварительной предстерилизационной обработки»;
- по окончанию рабочего дня, ассистент производит уборку медикаментозных средств, обработку инструментов, выключение стоматологической аппаратуры. После этого фиксирует все в специальных журналах, выключает осветительные приборы, запирает кабинет;
- если что-либо из аппаратуры не работает, делает запись в журнал учета неисправностей, находящийся в регистратуре, чтобы их могли своевременно исправить;
- взаимодействие с коллегами-сотрудниками данного медицинского учреждения;
- встреча пациента возле регистратуры, дружелюбное приветствие, сопровождение пациента в кабинет;
- контроль правильности заполнения медицинских документов (наличие подписей, заполнение пациентом документов и т.д.);
- при необходимости, оказание первой неотложной помощи пациенту;
- контроль за наличием расходных материалов, оформление необходимых запросов;
- помощь администраторам при обзвоне пациентов с напоминанием о неоконченном лечении и назначенном приеме.
Светить полимеризационной лампой
Врач наносит адгезивную систему в полость зуба (или на керамическую конструкцию), кладет порцию светоотверждаемого материала, восстанавливая полость зуба.
Ассистент отслеживает действия врача в полости рта пациента; готовит гелиолампу, настраивая нужный режим; отсвечивает порцию внесенного материала.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Светить полимеризационной лампой»
Ассистент:
- не подготовил полимеризационную лампу к приему, она выключена из сети или разряжен аккумулятор;
- работает с лампой без защитных очков или щитка, нарушая технику личной безопасности;
- отсвечивает материал меньшее количество времени, чем это нужно в данном случае;
- прижимает насадку полимеризационной лампы к пломбировочному материалу;
- отсвечивает материал не с той стороны, с которой нужно.
Врач:
- берет на себя отсвечивание порции материала, не доверяя это ассистенту;
- не вербализует указание ассистенту, как лучше засветить материал в том или ином случае, необоснованно полагаясь на его сообразительность;
- нарушает технику безопасности, контролируя действия ассистента во время отсвечивания материала без защитных очков или щитка;
- не поясняет пациенту (в оправданных случаях), на каком этапе осуществляется восстановление зуба и сколько времени до окончания.
Ведение документации
Вторая составляющая обязанностей помощника стоматолога – это ведение отчетной и текущей документации. Ассистент заполняет карты больных (в бумажной или электронной форме), ведет различные журналы учета:
- по технике безопасности;
- учету медикаментов;
- уборкам;
- дезинфекции и стерилизации;
- исправности оборудования.
Записи в эти документы необходимо вносить своевременно, карты пациентов заполняются сразу же – на приеме.
Околоврачебная деятельность ассистента стоматолога
Спектр обязанностей, возложенных на помощника стоматолога, сильно зависит от самого доктора, а также оказываемых им услуг. Так, у врачей-универсалов, которые занимаются хирургическими, терапевтическими манипуляциями, протезированием, ортодентией и ортопедией, требования к ассистентам более строгие. Функциональные обязанности ассистентов стоматолога также отличаются ввиду того, что они могут быть в разной мере вовлечены в лечебный процесс. Околоврачебная помощь заключается в выполнении следующих видов работ:
- соблюдение санитарных норм в кабинете, своевременная дезинфекция, еженедельная генеральная уборка (мытье полов, стен, потолков, окон, мебели и оборудования);
- подготовка к работе инструментов, их дезинфекция, стерилизация;
- уборка рабочего места врача в конце рабочего дня, в т. ч. дезинфекция наконечников, выключение аппаратуры;
- ведение учета медикаментов, расходных и перевязочных материалов, их выдача врачу, слежение за сроками годности, остатками;
- ведение документации, учета пациентов, заполнения разных форм отчетности, произведение записей в журналы по уборке, исправности оборудования, стерилизации инструментов.
Ну и, конечно, главные обязанности ассистента стоматолога – это быстро выполнять распоряжения врача во время работы, встречать пациентов возле регистратуры и провожать их к креслу.
Следить
Ассистент следит на протяжении лечебного приема:
- за временем начала и окончания приема;
- за состоянием пациента;
- за скоростью действий доктора;
- за временем при проведении отдельных манипуляций: нанесение ортофосфорной кислоты, фтористого геля, снятие оттисков, проведение процедуры отбеливания и т. д.;
- за наличием необходимого — материалов, инструментов, шариков-валиков на столике стоматологической установки;
- за чистотой стоматологических инструментов врача (марлевым шариком удаляет следы загрязнения со стоматологического зеркала, штопфера, гладилки и т. д.);
- за своими действиями: «все ли делаю, как надо», «успеваю ли помогать врачу», «не мешаю ли ему», «не беспокою ли пациента своими действиями».
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Следить»
Ассистент:
- не обращает внимания на самочувствие пациента во время лечения, потому что не успевает этого делать либо не видит признаков его физического дискомфорта;
- ждет напоминаний врача относительно подготовки того, что необходимо для последующего этапа лечения;
- ждет напоминаний врача следить за временем выполнения манипуляции;
- ждет указаний привести в порядок стоматологические инструменты, столик;
- не отслеживает свои действия, чтобы проверить их правильность, направленность, скорость, синхронизированную с действиями доктора.
Врач:
- полностью берет на себя контроль за самочувствием пациента, не доверяя ассистенту или не считая нужным включить его во взаимодействие с пациентом.
Вопросы для самопроверки
- Что включает в себя понятие «согласованность действий врача и ассистента»?
- Что переживает пациент и какие выводы делает, наблюдая согласованные действия врача и ассистента во время лечения?
- Находите ли вы уместным в присутствии пациента докладывать врачу перед началом лечения о том, что все готово к приему?
- Почему врач сам экипирует себя перед началом лечения?
- Что, как и в какой последовательности делают врач и ассистент в ходе экипировки перед началом лечения пациента?
- В чем особенность помощи хирургу при надевании перчаток?
- Когда надо дезинфицировать перчатки врача в ходе приема?
- Почему врачу и ассистенту надо правильно занять свою рабочую зону?
- Какова последовательность действий при установке и включении света лампы стоматологической установки перед началом лечения?
- Когда ассистент должен выключать свет лампы стоматологической установки в процессе лечения?
- Что в ходе лечения ассистент подает в руки врача? Когда он должен озвучивать то, что он подает врачу?
- Какие самые грубые ошибки допускают ассистенты при подаче инструментов врачу?
- Что заменяет ассистент в процессе терапевтического приема?
- Что может доставить физический и психологический дискомфорт пациенту при «заменах»?
- Какие режимы каких приборов регулирует ассистент в процессе лечения?
- Какие действия ассистента в работе с пылесосом и слюноотсосом могут травмировать пациента и как?
- Какие ошибки ассистента наносят вред ему самому, когда он работает полимеризационной лампой в полости рта пациента?
- За чем следит ассистент в процессе лечебного приема?
- Какими своими действиями ассистент мешает работе врача с пациентом?
- Почему ассистент не думает о том, как и когда он мешает работе врача?
Регулировка света
Ассистент:
- направляет свет лампы, чтобы она непосредственно освещала необходимый для обследования или лечения участок в ротовой полости пациента;
- устанавливает освещение по-разному для каждой челюсти: при работе на нижней челюсти свет направляется прямо вниз; при работе на верхней челюсти свет должен быть направлен под углом;
- следит, чтобы свет не бил в глаза пациенту;
- своевременно включает, выключает и регулирует яркость света лампы в зависимости от этапа лечения (например, при подборе боров или работе со светоотверждающими материалами свет лампы должен убавляться).
Примечания:
- ассистент должен иметь возможность в любой момент переориентировать или выключить лампу, поэтому она должна находиться на расстоянии не далее вытянутой его руки;
- ассистент выключает свет лампы в следующих случаях:
- каждый раз, когда врач беседует с пациентом, обсуждая план лечения (протезирования), давая рекомендации, делая прогноз;
- при определении цвета будущей реставрации или протеза, когда нужно естественное освещение.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка света»
Ассистент:
- неправильно выставляет свет лампы установки — участок операционного поля не освещается или освещен недостаточно;
- не убавляет яркость света лампы, работая со светоотверждаемыми материалами в полости рта пациента;
- не выключает свет лампы, когда есть возможность дать отдохнуть пациенту (например, при смене бора).
Врач:
- регулирует свет лампы самостоятельно, не доверяя это ассистенту или опережая его действия, когда он медлителен.
Дезинфекция перчаток
Ассистент дезинфицирует:
- свои перчатки и перчатки врача перед началом лечебного приема;
- перчатки врача всякий раз в течение приема, после того как он прикоснулся к лампе, стулу, медицинской карточке, снимку и другим предметам.
Порядок дезинфекции перчаток в поле зрения пациента:
- врач подает руки в перчатках, сложенные в виде лодочки,
- ассистент обрабатывает перчатки врача дезинфектантом в виде спрея,
- ассистент обрабатывает свои перчатки.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Дезинфекция перчаток»
Ассистент:
- дезинфицирует перчатки вне поля зрения пациента;
- дезинфицирует перчатки, распыляя спрей у лица пациента;
- задерживается с обработкой перчаток, вынуждая врача дезинфицировать свои перчатки самостоятельно.
Врач:
- не дожидаясь ассистента, сам дезинфицирует свои перчатки;
- подает для обработки вытянутую руку с вертикально поднятой ладонью;
- в расчете на пациента не обращается к ассистенту с просьбой дезинфицировать перчатки после прикосновения к чему-либо;
- прикоснувшись к чему-либо, дезинфицирует перчатки вне поля зрения пациента или не озвучивая это действие в расчете на пациента.
Ответственность
Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Экипировка
Последовательность действий, осуществляемых в поле зрения пациента, должна быть такой:
- ассистент надевает маску,
- затем подает маску врачу,
- врач надевает маску,
- ассистент надевает свои перчатки,
- врач поочередно подает ассистенту руки для того, чтобы он помог надеть перчатки,
- ассистент помогает врачу надеть перчатки.
Примечание. Экипировку ассистента и врача в поле зрения пациента надо проводить в таких случаях: пациент давно не был у стоматолога и, предположительно, не имеет представлений о современных способах обеспечения безопасности лечения или забыл о них; мнительный человек — внимательно наблюдает за действиями медперсонала; требовательный пациент — интересуется ходом лечения, задает вопросы о его безопасности и т. п.
Экипировку следует проводить вне поля зрения пациента, если это ему неприятно, о чем можно догадаться по его поведению; если он неоднократно лечился у вас и знает о том, что вы предпринимаете меры по обеспечению безопасности лечения, в частности, уже демонстрировали экипировку.
Итак, ассистент экипирует врача после того, как надел перчатки себе.
Как помочь надеть перчатки врачу-терапевту. Ассистент должен взять надеваемую перчатку за манжетку кончиками пальцев и вывернуть ее, прикрыв свои пальцы манжеткой, при этом оба больших пальца надо отвести в сторону. Надеваемая перчатка должна быть повернута к врачу ладонной стороной. После того как врач надел перчатку, ассистент расправляет манжетку на его руке.
Как помочь надеть перчатки врачу-хирургу. Ассистент подает врачу перчатки, предварительно надев свои. Во избежание инфицирования стерильной поверхности перчаток врача ассистент берет перчатку за манжетку, при этом кончики указательных и средних пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки, растягивая манжетку, а безымянные пальцы и мизинцы прижимает к ладоням своих рук, чтобы не касаться стерильных перчаток врача.
При надевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к врачу, ориентируясь по большому пальцу. После того как врач надел перчатку, он поднимает кисть вверх, а ассистент, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Экипировка»
Ассистент:
- экипируется сам и экипирует врача за спиной у пациента (когда это не положено);
- готовит перчатки для врача несоответствующего размера;
- задерживается с подготовкой к лечению, вынуждая врача экипироваться самостоятельно;
- неправильно (неудобно) подает перчатку врачу, поэтому не получается надеть перчатку до конца.
Врач:
- не дожидаясь ассистента, самостоятельно надевает перчатки;
- экипируется за спиной пациента (когда это не положено).
Примечание. Некоторые участники диады «врач — ассистент» экипируются каждый самостоятельно, причем не только на терапевтическом или ортопедическом приеме, но и на хирургическом, что неправильно и является для пациента антимаркером безопасности лечения. Утрачивается психологическое значение экипировки: пациент лишен возможности увидеть отточенность этого процесса и уважительное отношение ассистента к врачу.
Подготовка к лечению
Подготовку к лечению осуществляет ассистент. То, как он проведет ее, скажется на всех моментах процесса лечения. Плохая подготовка к лечению не позволяет медперсоналу действовать согласованно — возникнут сбои, паузы, нервозность. Хорошая подготовка дает возможность обеспечить согласованность действий и демонстрировать ее пациенту.
Ассистент принимает во внимание предстоящие лечебные процедуры, специфику данного приема, а также все «дежурные» факторы процесса лечения. Он готовит:
- анестезию — аппликационную и инъекционную;
- наконечники — турбинный и на микромотор;
- боры — твердосплавные и алмазные, на турбинный наконечник и микромотор;
- аппаратуру к работе — радиовизиограф, электроодонтометр, апекслокатор, пьезон, физиодиспенсер и др;
- врачебные инструменты — основные (зеркало, зонд, пинцет), по специфике приема (например, при восстановлении зуба на терапевтическом приеме — набор гладилок и штопферов). С врачом оговаривается до начала приема пациента, какие дополнительные инструменты могут понадобиться в ходе конкретного лечения;
- материалы — лечебные и пломбировочные;
- перевязочный материал;
- медицинские карты пациентов, бланки направлений;
- буклеты и памятки по проблемам пациентов конкретного стоматологического профиля (например, «Лечение кариеса», «Восстановление зуба современными композиционными материалами», «Профессиональная гигиена полости рта» и т. д.);
- канцелярские принадлежности.
Очень хорошее впечатление на пациента производит «доклад» ассистента врачу. Фраза произносится в момент, когда пациенту предоставлена пауза для занятия удобного положения в кресле.
«Мария Ивановна! Кабинет подготовлен к приему». Врач реагирует: «Спасибо, Наталья! Приступаем к работе».
Далее врач обозначает (напоминает) пациенту план мероприятий: что будет сделано, какие технологии и материалы будут использованы; напоминает о согласованной на консультации стоимости лечения или уточняет ее во избежание недоразумений после завершения лечения.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подготовка к лечению»
Ассистент отстает при подаче того, что необходимо врачу.
Причины:
- не знает, что понадобится в процессе лечения, и потому ждет указаний врача перед выполнением тех или иных манипуляций;
- не умеет подготовить приборы к работе (например, не знает, как «загрузить» карточку пациента в радиовизиограф, чтобы выполнить снимок; не знает, как подключить стационарный пьезон и что для его работы понадобится порошок и дистиллированная вода);
- в кабинете нет того, что потребуется, или не приготовлено заранее то, что нужно к приему.
Врач:
- готовит сам к работе необходимые инструменты, материалы, приборы, не дожидаясь помощи ассистента (сам достает из ящика стола нужную гладилку, бор, матрицу, цемент, композиционный материал и т. д.);
- не вербализует в нужный момент свои просьбы к ассистенту, полагаясь на его сообразительность, в результате возникает пауза, появляется напряжение в работе врача с ассистентом.
Место работы
Сейчас я работаю в лаборатории, не прикрепленной ни к какой клинике. Мы берем заказы со всего города и области у стоматологов, у которых нет своих зубных техников. Руководители, муж и жена, — сами зубные техники. Сотрудников ценят, поощряют стремление к развитию, оплачивают курсы, поддерживают интерес к работе. Атмосфера в коллективе очень дружная, нет никаких недопониманий или обид друг на друга, и для меня это огромный плюс.
Коллектив небольшой — 10 человек. Все ребята молодые, с опытом работы 2—9 лет.