В стоматологии практика работы в четыре руки является наиболее популярным и удобным форматом взаимодействия врача и его помощника, поэтому в клиники, занятые в этом направлении, кадровые агентства стараются набирать опытных и надежных сотрудников не только на должность врачей, но и на вакансии младшего медперсонала. Каковы обязанности ассистента стоматолога, чем он занят на рабочем месте, какие у него права и на что распространяется сфера его ответственности – исчерпывающая информация в статье.
Что за профессия – помощник врача-стоматолога?
Ассистент стоматолога – это правая рука любого зубного врача. Без него не сможет нормально функционировать ни одна клиника, так как он выполняет все подготовительные работы в кабинете доктора, помогает ему на приеме, ведет документацию. Остальные обязанности ассистента стоматолога определяет его непосредственное начальство – врач и заведующий клиникой (отделением). Обычно эти специалисты выполняют околоврачебную помощь, не вмешиваясь в лечебный процесс, но иногда доктора делегируют часть собственных полномочий, поручая помощнику сделать первичный осмотр пациента или провести с ним несложные манипуляции.
Эта профессия достаточно востребована на рынке труда, потому что кабинетов, оказывающих услуги по лечению зубов и полости рта, в нашей стране существует очень много. Обязанности ассистента стоматолога в частной клинике могут отличаться от тех, которые выполняет специалист в бюджетной организации. Во-первых, потому что в каждом учреждении доктор работает с привычными ему материалами и по определенной технологии, а во-вторых, потому что у врачей частной практики, как правило, более современное оборудование, они модернизируют протоколы ведения пациентов и быстрее реагируют на нововведения в своей сфере деятельности.
Дезинфекция перчаток
Ассистент дезинфицирует:
- свои перчатки и перчатки врача перед началом лечебного приема;
- перчатки врача всякий раз в течение приема, после того как он прикоснулся к лампе, стулу, медицинской карточке, снимку и другим предметам.
Порядок дезинфекции перчаток в поле зрения пациента:
- врач подает руки в перчатках, сложенные в виде лодочки,
- ассистент обрабатывает перчатки врача дезинфектантом в виде спрея,
- ассистент обрабатывает свои перчатки.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Дезинфекция перчаток»
Ассистент:
- дезинфицирует перчатки вне поля зрения пациента;
- дезинфицирует перчатки, распыляя спрей у лица пациента;
- задерживается с обработкой перчаток, вынуждая врача дезинфицировать свои перчатки самостоятельно.
Врач:
- не дожидаясь ассистента, сам дезинфицирует свои перчатки;
- подает для обработки вытянутую руку с вертикально поднятой ладонью;
- в расчете на пациента не обращается к ассистенту с просьбой дезинфицировать перчатки после прикосновения к чему-либо;
- прикоснувшись к чему-либо, дезинфицирует перчатки вне поля зрения пациента или не озвучивая это действие в расчете на пациента.
Образование ассистента стоматолога
Для того чтобы работать помощником зубного врача, необходимо иметь среднеспециальное медицинское образование. При этом некоторым клиникам важно, чтобы кандидат закончил любой медколледж по специальности «Сестринское дело», а другим принципиально необходимо наличие диплома по специальности «Профилактическая стоматология».
Помимо диплома, подтверждающего достаточный для работы уровень знаний, ассистент должен своевременно получить государственный сертификат специалиста. Напомним, что по закону работодатели и контролирующие органы не вправе требовать этот документ от выпускников учебных заведений, если они закончили учебу менее пяти лет назад. Сертификат специалиста – это не просто очередная бумажка, а серьезный аттестационный документ, который гарантирует, что кандидат на вакантную должность в клинике сможет выполнять обязанности ассистента стоматолога. Сертификат подтверждает наличие у медработника достаточных теоретических и практических навыков.
Заменить
Ассистент меняет в зависимости от этапа приема:
- бор в механическом, турбинном наконечнике;
- наконечники на физиодиспенсере в соответствии с необходимым скоростным режимом;
- шарики-валики во рту пациента;
- использованный инструмент на необходимый для следующего этапа лечения;
- сломанный, загрязненный, расстерилизованный инструмент в кассете.
Примечание. Вскрывать упаковку со стерильным инструментом следует, производя как можно меньше шума, особенно если врач в это время разговаривает с пациентом. Врач, в то время когда ассистент заменяет что-либо, имеет возможность:
- предложить пациенту паузу для отдыха;
- поддержать контакт с пациентом;
- поинтересоваться его самочувствием;
- проинформировать пациента о предстоящей манипуляции или этапе лечения;
- расслабиться.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Заменить»
Ассистент:
- не может заменить боры в наконечнике, аппаратуру (например, прибор для снятия твердого зубного налета (пьезон) на прибор, снимающий пигментированный налет — аэр-флоу, использованные инструменты в кассете (лотке) по причине незнания или непонимания сути производимой манипуляции;
- не комментирует свои действия для врача и пациента в случае возникшей паузы при замене чего-либо;
- с шумом, на фразе врача, обращенной к пациенту, вскрывает упаковку со стерильным инструментом;
- не предлагает пациенту отдохнуть, расслабиться, используя паузу в работе, когда происходит замена чего-либо.
Врач:
- сам заменяет боры, инструменты, шарики-валики во рту пациента (в простых случаях), не полагаясь на эффективную помощь ассистента или не доверяя ему;
- не вербализует просьбу для ассистента, необоснованно рассчитывая на его сообразительность;
- не заполняет паузу общением с пациентом, когда происходит замена чего-либо.
Работа в 4 руки
В объявлениях о поиске помощника ассистента стоматолога авторы, как правило, часто указывают, что кандидат должен иметь достаточные навыки и квалификацию для того, чтобы работать с доктором в четыре руки. Что это означает? Все стоматологические манипуляции врач вынужден делать достаточно быстро: многие пломбировочные материалы, а также лекарства необходимо в кратчайшие сроки извлечь из упаковки и применить по назначению. При этом важно соблюдать поэтапность работы, ничего не перепутать. Иногда в работе требуется подсвечивание зоны реконструкции зубного ряда специальной лампой, чего сам доктор сделать не сможет. Также врачу нередко нужна быстрая смена рабочего инструмента, насадок на бурах, зеркал, щипцов. Именно для быстроты выполнения всех этих задач и требуется ассистент врача-стоматолога. Обязанности помощника – всегда быть в зоне доступа доктора, быстро реагировать на его просьбы и знать последовательность его основных действий, чтобы уметь предугадывать «заказ» начальника.
Если тандем сложился удачно, а доктор и его ассистент понимают друг друга с полуслова, то их производительность труда повышается в разы. Поэтому в клиниках так приветствуется работа в 4 руки. Обязанности ассистента стоматолога не требуют от человека проявления излишней инициативы, напротив, важно чтобы помощник соблюдал деловую и личную субординацию с доктором, был исполнительным, внимательным и ответственным.
Экипировка
Последовательность действий, осуществляемых в поле зрения пациента, должна быть такой:
- ассистент надевает маску,
- затем подает маску врачу,
- врач надевает маску,
- ассистент надевает свои перчатки,
- врач поочередно подает ассистенту руки для того, чтобы он помог надеть перчатки,
- ассистент помогает врачу надеть перчатки.
Примечание. Экипировку ассистента и врача в поле зрения пациента надо проводить в таких случаях: пациент давно не был у стоматолога и, предположительно, не имеет представлений о современных способах обеспечения безопасности лечения или забыл о них; мнительный человек — внимательно наблюдает за действиями медперсонала; требовательный пациент — интересуется ходом лечения, задает вопросы о его безопасности и т. п.
Экипировку следует проводить вне поля зрения пациента, если это ему неприятно, о чем можно догадаться по его поведению; если он неоднократно лечился у вас и знает о том, что вы предпринимаете меры по обеспечению безопасности лечения, в частности, уже демонстрировали экипировку.
Итак, ассистент экипирует врача после того, как надел перчатки себе.
Как помочь надеть перчатки врачу-терапевту. Ассистент должен взять надеваемую перчатку за манжетку кончиками пальцев и вывернуть ее, прикрыв свои пальцы манжеткой, при этом оба больших пальца надо отвести в сторону. Надеваемая перчатка должна быть повернута к врачу ладонной стороной. После того как врач надел перчатку, ассистент расправляет манжетку на его руке.
Как помочь надеть перчатки врачу-хирургу. Ассистент подает врачу перчатки, предварительно надев свои. Во избежание инфицирования стерильной поверхности перчаток врача ассистент берет перчатку за манжетку, при этом кончики указательных и средних пальцев обеих рук вкладывает внутрь перчатки, растягивая манжетку, а безымянные пальцы и мизинцы прижимает к ладоням своих рук, чтобы не касаться стерильных перчаток врача.
При надевании перчаток следует подавать их ладонной стороной к врачу, ориентируясь по большому пальцу. После того как врач надел перчатку, он поднимает кисть вверх, а ассистент, извлекая пальцы из перчатки, расправляет манжетку.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Экипировка»
Ассистент:
- экипируется сам и экипирует врача за спиной у пациента (когда это не положено);
- готовит перчатки для врача несоответствующего размера;
- задерживается с подготовкой к лечению, вынуждая врача экипироваться самостоятельно;
- неправильно (неудобно) подает перчатку врачу, поэтому не получается надеть перчатку до конца.
Врач:
- не дожидаясь ассистента, самостоятельно надевает перчатки;
- экипируется за спиной пациента (когда это не положено).
Примечание. Некоторые участники диады «врач — ассистент» экипируются каждый самостоятельно, причем не только на терапевтическом или ортопедическом приеме, но и на хирургическом, что неправильно и является для пациента антимаркером безопасности лечения. Утрачивается психологическое значение экипировки: пациент лишен возможности увидеть отточенность этого процесса и уважительное отношение ассистента к врачу.
Околоврачебная деятельность ассистента стоматолога
Спектр обязанностей, возложенных на помощника стоматолога, сильно зависит от самого доктора, а также оказываемых им услуг. Так, у врачей-универсалов, которые занимаются хирургическими, терапевтическими манипуляциями, протезированием, ортодентией и ортопедией, требования к ассистентам более строгие. Функциональные обязанности ассистентов стоматолога также отличаются ввиду того, что они могут быть в разной мере вовлечены в лечебный процесс. Околоврачебная помощь заключается в выполнении следующих видов работ:
- соблюдение санитарных норм в кабинете, своевременная дезинфекция, еженедельная генеральная уборка (мытье полов, стен, потолков, окон, мебели и оборудования);
- подготовка к работе инструментов, их дезинфекция, стерилизация;
- уборка рабочего места врача в конце рабочего дня, в т. ч. дезинфекция наконечников, выключение аппаратуры;
- ведение учета медикаментов, расходных и перевязочных материалов, их выдача врачу, слежение за сроками годности, остатками;
- ведение документации, учета пациентов, заполнения разных форм отчетности, произведение записей в журналы по уборке, исправности оборудования, стерилизации инструментов.
Ну и, конечно, главные обязанности ассистента стоматолога – это быстро выполнять распоряжения врача во время работы, встречать пациентов возле регистратуры и провожать их к креслу.
Взять, перехватить, придержать
Ассистент берет или перехватывает инструмент из рук врача.
Врач берет или перехватывает инструмент из рук ассистента.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Взять, перехватить, придержать»
Ассистент:
- не владеет техникой замены инструментов один на другой, не умеет передавать инструменты врачу;
- не знает или не предвидит, какой инструмент понадобится врачу в следующий момент (например, во время восстановления зуба композиционным материалом);
- не приходит врачу на помощь в моменты лечения, когда нужно придержать щеку или язык пациента, матрицу, шовный материал;
- спешит или резок в движениях с инструментами — есть опасность нанесения травмы пациенту или врачу;
- не комментирует свои действия для врача и пациента в случае необходимости.
Врач:
- полагается только на себя, потому что не рассчитывает на эффективную помощь ассистента или не доверяет ему;
- не вербализует просьбу для ассистента, необоснованно рассчитывая на его сообразительность.
Ассистент с частичными обязанностями врача
Во многих клиниках на помощников также возлагается ответственность за проведение диагностических процедур, а значит, они должны уметь работать с визиографом и рентгеновским аппаратом, делать с их помощью прицельные, внутриротовые и панорамные снимки.
Если у ассистента достаточно хорошая теоретическая и практическая база знаний, доктор может доверить ему выполнение более сложных задач. Кроме всего вышеперечисленного, на его плечи будут возлагаться следующие обязанности:
- первичный осмотр пациента;
- частичное выполнение профилактических, лечебных и диагностических манипуляций;
- помощь в подборе пломбировочного материала;
- поддержание чистоты в полоти рта пациента во время работы врача (удаление слюны, крови, ополаскивание рта).
Заполнение карты пациента также входит в обязанности ассистента стоматолога. Что он там должен указывать? Имя больного, его адрес, дату рождения и возраст, объем работ, который сделал врач, его предписания.
Установка света лампы в начале лечения
Примечание. Лампа стоматологической установки — устройство для освещения операционного поля в полости рта пациента. Интенсивность излучения светильника современных установок — более 20 000 Люкс. Имеется регулятор интенсивности светового потока.
Ассистент включает и направляет свет лампы стоматологической установки, учитывая:
- удобно ли будет работать врачу;
- комфортно ли будет пациенту.
Действия ассистента:
- перед включением лампы предлагает пациенту светозащитные очки,
- лампа сначала направляется на область живота пациента,
- затем включается свет лампы,
- свет лампы перемещается в район нижней трети лица.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Установка света лампы в начале лечения»
Ассистент:
- не предлагает светозащитные очки пациенту перед лечением;
- рано, за несколько минут до начала осмотра, включает свет лампы;
- неправильно устанавливает свет лампы — либо он бьет в глаза пациенту, либо направлен мимо рабочей зоны врача в полости рта пациента (врач вынужден менять положение лампы);
- забывает опускать кронштейн установки с лампой вниз, вынуждая врача вставать со стула, чтобы установить свет лампы в нужном положении.
Врач:
- не предлагает светозащитные очки пациенту перед лечением, если этого не сделал ассистент;
- не дожидаясь помощи ассистента, сам опускает вниз кронштейн установки с лампой;
- сам выставляет положение лампы относительно нижней или верхней челюсти пациента.
Должностная инструкция ассистента стоматолога
В каждой клинике разрабатывается своя должностная инструкция для сотрудников. Согласно этому документу и определяются нюансы о работе сотрудников: права, сфера ответственности, обязанности и требования. Ассистент стоматолога — это серьезная должность, поэтому в отношении него инструкция должна включать следующие обязательные пункты:
- Общие положения (образование, трудовой стаж, дополнительные навыки и умения; разъяснение служебной иерархии; законодательные нормативы, необходимые в работе; указывается и. о. ассистента в случае его отсутствия).
- Должностные обязанности – перечень задач, которые ассистенту необходимо будет выполнять.
- Права сотрудника.
- Ответственность, которую он несет перед клиникой и пациентами.
Должностная инструкция должна быть подписана и руководителем клиники, и подчиненным. На документе ставится дата его создания. При этом один экземпляр остается в клинике, а другой отдается на руки ассистенту стоматолога.
Регулировка света
Ассистент:
- направляет свет лампы, чтобы она непосредственно освещала необходимый для обследования или лечения участок в ротовой полости пациента;
- устанавливает освещение по-разному для каждой челюсти: при работе на нижней челюсти свет направляется прямо вниз; при работе на верхней челюсти свет должен быть направлен под углом;
- следит, чтобы свет не бил в глаза пациенту;
- своевременно включает, выключает и регулирует яркость света лампы в зависимости от этапа лечения (например, при подборе боров или работе со светоотверждающими материалами свет лампы должен убавляться).
Примечания:
- ассистент должен иметь возможность в любой момент переориентировать или выключить лампу, поэтому она должна находиться на расстоянии не далее вытянутой его руки;
- ассистент выключает свет лампы в следующих случаях:
- каждый раз, когда врач беседует с пациентом, обсуждая план лечения (протезирования), давая рекомендации, делая прогноз;
- при определении цвета будущей реставрации или протеза, когда нужно естественное освещение.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Регулировка света»
Ассистент:
- неправильно выставляет свет лампы установки — участок операционного поля не освещается или освещен недостаточно;
- не убавляет яркость света лампы, работая со светоотверждаемыми материалами в полости рта пациента;
- не выключает свет лампы, когда есть возможность дать отдохнуть пациенту (например, при смене бора).
Врач:
- регулирует свет лампы самостоятельно, не доверяя это ассистенту или опережая его действия, когда он медлителен.
Рабочий график
Должностные обязанности ассистента стоматолога можно условно разделить на две составляющие. Первая – это именно рабочий процесс и его взаимодействие с врачом. Кроме того, помощник стоматолога должен успевать приводить кабинет в порядок, вовремя заказывать лекарственные средства, инструменты, расходный материал, дезинфицировать и стерилизовать инструмент. Выполнение этих обязанностей не может идти в разрез с помощью врачу, когда это требуется.
Ассистент, как правило, приходит на работу раньше доктора, и уходит позже него – чтобы иметь время на подготовку рабочего места перед приемом пациентов и всегда быть на подхвате у врача. Стоматологи обычно работают посменно – до обеда или после. Ассистенты также не находятся в клинике от зари до зари, их рабочий день зависит от графика доктора, но он более продолжительный, чем у непосредственного начальника.
Дополнительные обязанности
Однако должностная инструкция на этом не заканчивается. У ассистента есть ещё и второстепенные обязанности.
Они включают в себя:
- Генеральную уборку кабинета раз в неделю — в том числе мытье стен и потолка.
- Мытье окон согласно графику.
- Встреча пациента у регистратуры, сопровождение до кабинета.
- Посещение собраний, совещаний, служебных мероприятий.
- Оказание экстренной медицинской помощи пациенту, если это требуется.
Ассистент стоматолога так же, как и другие сотрудники клиники, участвует в обсуждении рабочих вопросов, вносит предложения по улучшению деятельности учреждения и оказанию услуг, высказывает замечания.
Врач и ассистент активно сотрудничают, совместно ведут процесс медицинского обслуживания, советуются. Доктор и помощник действуют вместе слаженно — будто единый организм.
Процесс обучения ассистентов на видео:
Ведение документации
Вторая составляющая обязанностей помощника стоматолога – это ведение отчетной и текущей документации. Ассистент заполняет карты больных (в бумажной или электронной форме), ведет различные журналы учета:
- по технике безопасности;
- учету медикаментов;
- уборкам;
- дезинфекции и стерилизации;
- исправности оборудования.
Записи в эти документы необходимо вносить своевременно, карты пациентов заполняются сразу же – на приеме.
Светить полимеризационной лампой
Врач наносит адгезивную систему в полость зуба (или на керамическую конструкцию), кладет порцию светоотверждаемого материала, восстанавливая полость зуба.
Ассистент отслеживает действия врача в полости рта пациента; готовит гелиолампу, настраивая нужный режим; отсвечивает порцию внесенного материала.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Светить полимеризационной лампой»
Ассистент:
- не подготовил полимеризационную лампу к приему, она выключена из сети или разряжен аккумулятор;
- работает с лампой без защитных очков или щитка, нарушая технику личной безопасности;
- отсвечивает материал меньшее количество времени, чем это нужно в данном случае;
- прижимает насадку полимеризационной лампы к пломбировочному материалу;
- отсвечивает материал не с той стороны, с которой нужно.
Врач:
- берет на себя отсвечивание порции материала, не доверяя это ассистенту;
- не вербализует указание ассистенту, как лучше засветить материал в том или ином случае, необоснованно полагаясь на его сообразительность;
- нарушает технику безопасности, контролируя действия ассистента во время отсвечивания материала без защитных очков или щитка;
- не поясняет пациенту (в оправданных случаях), на каком этапе осуществляется восстановление зуба и сколько времени до окончания.
Права и сфера ответственности ассистента стоматолога
Права ассистента стоматолога не ограничиваются исключительно положениями трудового законодательства страны, в которой он работает – официальным трудоустройством, соблюдением режима труда и отдыха, наличием соцпакета и т.д. Они также касаются сугубо профессиональной занятости специалиста. Ассистент должен в полном объеме получать информацию, необходимую ему для выполнения своих обязанностей, также он вправе требовать поддержки руководства для исполнения возложенных на него функций.
Помощник стоматолога – это материально ответственное лицо. Более того, ассистент врача отвечает не только за вверенную ему аппаратуру, инструменты и медикаменты, но и за свои действия. Если из-за его халатности, невнимательности или непрофессиональных действий здоровью или жизни пациента был причинен вред, он будет отвечать за это перед судом. В случае серьезных ошибок помощник врача может быть оштрафован, лишен права работать на занимаемой должности или заключен в исправительную колонию.
Подача инструментов и материалов
Ассистент подает врачу: карпульный шприц с анестетиком, инструменты, материалы, которые нужны на данном этапе лечения, машинный наконечник с бором.
Правила подачи анестетика:
- ассистент подает карпульный шприц, четко называя анестетик,
- врач перехватывает шприц,
- ассистент снимает защитный колпачок с иглы,
- оба партнера вербально и невербально релаксируют пациента.
Десять правил подачи инструментов
- Никогда не передавать инструменты над головой или лицом пациента.
- Ассистент передает инструмент над грудью пациента, чтобы он не испытывал дискомфорт.
- В случае передачи хирургического инструмента (например, щипцов для удаления зуба) допускается его передача за головой пациента.
- Всегда передавать инструмент врачу рабочим концом к препарируемому зубу таким образом, чтобы ручка инструмента оказалась в ближайшем и удобном для захвата положении к ведущей руке врача.
- Осторожно передавать острые инструменты или инструменты с двумя ручками (щипцы, ножницы) для исключения травм пациента или врача.
- Избегать столкновения рук ассистента с руками врача.
- Подавать требующийся инструмент необходимо в руки врача так, чтобы обеспечить перехват и предупредить падение инструмента.
- Подавать и принимать инструмент надо так, чтобы рука врача производила как можно меньше движений.
- Не поднимать инструмент, если он упал на пол.
- Если инструмент упал на пол, то для пациента надо отметить, что вы замените инструмент на стерильный. В противном случае пациент может рассмотреть падение инструмента как ситуацию, не позволяющую продолжить лечение должным образом.
Примечание. Когда ассистент надевает защитный колпачок на карпульную иглу после инъекции анестетика, ему необходимо быть максимально внимательным, не спешить, чтобы не нанести себе травму — укол иглой. Следует помнить, что игла может быть инфицирована.
Типичные недостатки и ошибки в аспекте «Подача инструментов и материалов»
Ассистент:
- несвоевременно, с опозданием подает врачу необходимый инструмент или материал, так как не знает или не понимает, что понадобится врачу в следующий момент;
- не владеет техникой замешивания цементов, слепочных масс (при ручном смешивании стоматологических цементов и слепочных масс необходимо строго учитывать соотношение компонентов, определенное производителем, время замешивания и однородность полученного материала);
- подает врачу инструменты над лицом или головой пациента — есть опасность нанести пациенту травму и напугать его;
- передача инструмента происходит в поле зрения пациента, что вызывает у него психологическое напряжение;
- спешит или резок в движениях с инструментами — есть опасность нанесения травмы пациенту или врачу;
- не озвучивает название анестетика, материала, инструмента для врача — может произойти ошибка, поэтому врач вынужден перепроверять ассистента, задавая вопросы.
Врач:
- сам берет необходимые инструменты из кассеты (лотка), не полагаясь на своевременную помощь ассистента или не доверяя ему;
- не вербализует просьбу для ассистента подать необходимое, полагаясь на его сообразительность, в результате процесс лечения замедляется, доктор начинает нервничать.
Заработная плата
Труд ассистента стоматолога оценивается достаточно неплохо. Самые большие зарплаты в этой отрасли, безусловно, отмечены в Москве. В крупных стоматологических клиниках ассистентам платят от 60-75 тыс. рублей в месяц, тем же, кто занят в кабинетах меньшего масштаба, приходится довольствоваться 25-30 тыс. рублей. Открытых вакансий на биржах труда есть очень много, поэтому найти хорошую работу ассистент стоматолога сможет достаточно быстро. В регионах дела обстоят не столь радужно – там и мест гораздо меньше, и зарплаты на порядок ниже. Средняя планка – 20-25 тысяч, тогда как некоторым ассистентам клиники готовы платить не более 15 тысяч рублей в месяц.
Законодательство о профессиональных стандартах
Порядок работы с профессиональными стандартами прописывает ст. 195.3 Трудового кодекса. Она была утверждена ФЗ от 02.05.2015 года № 122-ФЗ. В ней отмечено, что часть организаций должны обязательно использовать профстандарты.
Это такие учреждения (согласно Постановлению Правительства от 27.06.2016 года № 584):
- государственного и муниципального сектора;
- компании, которыми государство владеет больше чем наполовину;
- где есть должности, которым нужно предоставлять соцгарантии, установленные НПА;
- где есть должности, для которых профстандарты надо применять обязательно.
На популярные вопросы о профессиональных стандартах можно найти ответы в письме Минтруда от 04.04.2016 года № № 14-0/10/В-2253.
Ответственность
Ассистент врача-стоматолога несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Образовательный процесс
Для устройства ассистентом в одонтологическом центре достаточно иметь любой медицинский диплом, дающий право занимать должность медсестры. Подойдет сестринский, лечебный или акушерский факультет в мед колледже. Учеба на медсестру — относительно простой путь, поскольку можно поступить после 9 классов школы и обзавестись сертификатом через 3 года и 10 месяцев. Выпускники 11 класса обучаются в течение 2 лет и 10 месяцев. Стать фельдшером без среднего общего школьного образования нельзя, и длительность учебы по этому направлению для всех студентов составляет 3 года и 10 месяцев.
Для подачи заявления на поступление необходимо предоставить сотрудникам приемной комиссии колледжа аттестат, удостоверение личности, военный билет (при наличии) и справку. Вступительные испытания проводятся в формате компьютерного тестирования. Экзамен оценивает психологическую готовность абитуриента выполнять профессиональные обязанности медика. В некоторых учебных заведениях нужно сдавать биологию, химию или русский язык.
Место работы
Сейчас я работаю в лаборатории, не прикрепленной ни к какой клинике. Мы берем заказы со всего города и области у стоматологов, у которых нет своих зубных техников. Руководители, муж и жена, — сами зубные техники. Сотрудников ценят, поощряют стремление к развитию, оплачивают курсы, поддерживают интерес к работе. Атмосфера в коллективе очень дружная, нет никаких недопониманий или обид друг на друга, и для меня это огромный плюс.
Коллектив небольшой — 10 человек. Все ребята молодые, с опытом работы 2—9 лет.