Ассистент стоматолога — основные и дополнительные обязанности


Кто такой ассистент стоматолога?

Ассистент стоматолога — это тот самый человек, который встречает и приветствует пациента, приглашает его пройти в кабинет, предлагает расположиться в кресле поудобнее, подсказывает, куда убрать вещи.
Прежде всего, конечно, — это помощник лечащего врача. Он подаёт нужные инструменты, сотрудничает с доктором во время всего рабочего процесса.

Но его роль также заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для пациента. Именно благодаря доброжелательной улыбке ассистента, его заботе и вниманию многие люди расстаются со страхом перед предстоящей процедурой.

Внимательный сотрудник всегда заметит, что нужно пациенту в данный момент — поправить кресло, прополоскать рот.

Перед приемом помощник обязательно приведет в порядок рабочее место, усадит пациента в кресло со всеми удобствами, настроит свет и приготовит инструменты.

Все интересующие вопросы по поводу лечения можно задавать помощнику врача — он объяснит всё: начиная от особенностей заключения договора по оказанию стоматологических услуг до детального пояснения каждого шага операции.

У него можно получить консультацию об уходе за зубами и полостью рта, о разных видах пломб, он может порекомендовать зубную пасту и щетку — словом, всё, что касается вопросов стоматологии и непосредственно лечения, ассистент пациенту подробно расскажет и объяснит.

А если на стоматологическом приеме оказывается ребёнок — помощник сделает всё, чтобы успокоить и развлечь маленького пациента.

Дату следующего приема пациент обсуждает именно с помощником дантиста — он же заранее позвонит и напомнит человеку о записи.

Ассистент — фигура, значимая не только для врача, но и для пациента.

Учебный курс для ассистентов стоматолога на видео:

Ключевые знания

Ассистент должен обладать базовыми навыками в медицине, а также быть профессионалом в своем деле. Молодой специалист имеет среднее медицинское образование (колледж, техникум, училище) по специальности «сестринское дело».

Периодически сотрудник проходит аттестацию для подтверждения своих знаний.

Вот так выглядят требования по квалификации в трудовом договоре для медицинского работника данного профиля:

Условия закрепления в должностиТребования
ОбразованиеСреднее специальное
СпециальностьСестринское дело
Стаж работы по профессииОт 1 года
Профессиональная переаттестация1 раз в 6 месяцев

Поскольку помощник, кроме ассистирования врачу, ещё решает спорные вопросы с посетителями и ведёт журнал записи — его знания не ограничиваются только узкопрофильными.

Вот полный перечень того, что должен знать помощник:

  • законы, регулирующие деятельность учреждений здравоохранения и другие нормы и акты, касающиеся порядка в этой сфере;
  • трудовой кодекс;
  • как организовать медицинскую стоматологическую помощь на базовом уровне;
  • строение и функции челюсти и зубов;
  • биологическую механику жевательного аппарата;
  • теорию лечения самых распространённых ортопедических патологий;
  • как организовать профилактическое медицинское стоматологическое обслуживание для детей и взрослых;
  • о методах профилактики стоматологических заболеваний;
  • о том, как правильно ухаживать за ротовой полостью;
  • правила санитарной обработки стоматологических помещений;
  • способы оказания экстренной медицинской помощи;
  • технику безопасности;
  • базовые основы работы с компьютером и документацией (оператор ПК);
  • правила этикета.

Как можно увидеть, знать младшему сотруднику необходимо не так уж и мало.

Должностные обязанности

В чем заключается основная работа сотрудника:

  1. Подготовка кабинета к приёму клиентов и к рабочему процессу. Сначала работник производит влажную уборку помещения с использованием дезинфицирующих чистящих средств, проветривает пространство. Согласно графику, осуществляет противомикробную и противовирусную обработку воздуха посредством кварцевой лампы.
  2. Подготовка необходимых инструментов и материалов, что будут задействованы в рабочем процессе. Инструменты неоднократного пользования работник должен простерилизовать, убедиться в пригодном состоянии одноразовых. Если нужно, сделать заготовки рабочего материала — например, слепок для коронок.
  3. Приготовление лекарственных препаратов.
  4. Обеспечение перевязочными и вспомогательными материалами – ватными тампонами, салфетками, бинтами, марлей, салфетками.
  5. Ассистирование доктору во время лечебных мероприятий, точное исполнение указаний врача.
  6. Введение анестезии пациенту.
  7. Обеспечение комфорта клиента.
  8. Забота о пациенте — ассистент должен вовремя предложить стаканчик с полосканием, следить, чтобы на лице и одежде не было остатков медикаментов.
  9. Ведение записей в журналах приёма, контроля, ведение документации, заполнение бумажных документов.
  10. По окончании рабочего дня помощник дантиста совершает те же процедуры, что и утром — уборка помещения, стерилизация инструментов.

Помощник стоматолога — ответственная должность. Именно младший сотрудник отвечает за сохранность и чистоту инструментов, исправность оборудования. Если работник обнаруживает какую-либо неисправность оборудования или поломку инструмента — он сообщает об этом врачу и администрации учреждения, делает запись об этом.

Ассистент следит за тем, чтобы все необходимые лекарства и материалы были в наличии и в достаточном количестве, ведет постоянный король и учет данных средств.

Информирование посетителя — тоже его обязанность. Работник должен известить пациента о побочных действиях используемых медикаментов, предупредить о возможных болевых ощущениях.

Помощник отвечает за точность и достоверность всех производственных записей, за сохранность документации.

Младшего сотрудника совершенно заслуженно называют «правой рукой» стоматолога.

должностной инструкции ассистента стоматолога можно здесь.

Согласно данным hh.ru, в России на одну вакансию ассистента стоматолога приходится в среднем 3—4 резюме. Требования работодателя к соискателям на эту позицию вполне обычные: средне-специальное медицинское образование, доброжелательность, умение общаться с клиентами. Однако за формальными формулировками скрываются довольно конкретные и серьезные требования, а способности кандидата к их исполнению проверяются лишь временем.

СЛОЖНОСТИ ПОДБОРА


МИХАИЛ ВОЛОШКОврач – стоматолог-терапевт

Эксперты отмечают, что профессиональных ассистентов стоматолога — с медицинским образованием, желающих развиваться именно в этом направлении, на открытом рынке мало. И если найти ассистента в частную практику возможно, то закрыть потребности сети клиник уже сложнее. При этом доверить подбор ассистента hr-отделу — довольно рисковое решение, поскольку именно личный отбор кандидатов может ответить на вопрос, смогут ли ассистент и врач стать командой.

Михаил Волошко, врач — стоматолог-терапевт, рассказывает, что, например, всех своих ассистентов отбирает сам. «Чем больше у врача опыта работы, тем, на мой взгляд, сложнее найти себе ассистента. Это связано с тем, что подстроить помощника под себя и под комфортную работу — процесс небыстрый. Все врачи работают по-разному, у каждого есть свои нюансы в работе. Главный ресурс для построения отлаженной работы с ассистентом — время», — говорит эксперт.

Если нет понимания в тандеме «врач—ассистент», то врачу приходится контролировать свою работу, настроение пациента и следить за тем, чтобы ассистент не допускал ошибок.

Михаил Волошко убежден, что предсказать на этапе отбора, сработается врач с ассистентом или нет, — невозможно. «Врач должен увидеть кандидата в процессе работы: качество, вовлеченность, заинтересованность. Обычно на это уходит 1—2 месяца. После этого срока становится понятно, смогут ли врач и ассистент стать командой», — дополняет Елизавета Афанаскина, заместитель медицинского директора сети клиник «Юнидент Стоматология».

Слова про команду — отнюдь не пафос. Если нет понимания в тандеме «врач—ассистент», то врачу приходится контролировать свою работу, настроение пациента и следить за тем, чтобы ассистент не допускал ошибок. Это естественно может сказаться на качестве работы врача.

Елизавета Афанаскина отмечает, что высший пилотаж работы ассистента, когда он способен предвидеть то, что потребуется врачу. Если этот уровень понимания достигнут, то доктор заинтересован работать как можно дольше в этой паре.

ОТВЕТСТВЕННАЯ РАБОТА


ЕЛИЗАВЕТА АФАНАСКИНАзаместитель медицинского директора сети клиник «Юнидент Стоматология»

Ассистент стоматолога — это не просто держать слюноотсос и приносить материалы, а ответственная работа в четыре руки с врачом-стоматологом. Кроме того, ассистент готовит кабинет к приему пациента, дезинфицирует и стерилизует инструменты, ведет медицинскую документацию.

«От ассистента зависит качество соблюдения СанПиН режима чистоты, качество лечения, скорость приема пациента. Немаловажны также опрятный внешний вид, грамотная речь, полное взаимопонимание с врачом», — говорит Михаил Волошко. Он сам прошел путь от ассистента до главного врача, поэтому точно знает, как должен работать помощник.

Елизавета Афанаскина дополняет, что в современных условиях лечения роль ассистента значительно возросла и без него стоматолог не может профессионально и качественно выполнять свою работу. Сегодня ассистент должен подготовить и установить перед приемом большое количество инструментов — апекслокаторы, ультразвуковые наконечники, съемное освещение.

В частности, работа терапевта под микроскопом невозможна безассистента, доктор не может отвлекаться на подбор инструментов, ассистент буквально вкладывает в руку врача все, что необходимо ему дляпроведения процедуры.

«Роль ассистента таким образом сказывается и на комфорте пациента: уменьшается время приема, иврач, и пациент меньше устают. Кроме того, важная задача ассистента — встретить пациента, проводить в кресло, успокоить, расположить к приему», — заключает Елизавета Афанаскина.

МОТИВАЦИЯ И КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

По данным портала hh.ru, столичные работодатели готовы платить ассистенту стоматолога от 30 до 75 тыс. рублей, в зависимости от клиники, опыта и требований. Средняя же зарплата ассистента стоматолога в России составляет 41 тыс. рублей.

На ассистенте стоматолога держится очень многое: комфорт клиента, качество работы стоматолога, а значит, и репутация клиники Хороший ассистент должен соблюдать этику «ассистент–врач» и «ассистент–пациент»

Елизавета Афанаскина отмечает, что одна из главных проблем при подборе ассистента — разница между желаемыми окладами соискателей и теми зарплатами, которые готовы платить работодатели. Но этот вопрос всегда можно решить индивидуально.

Но, кроме денег, есть и другие формы мотивации, отмечают эксперты. Нельзя забывать о карьерных перспективах — это очень важный момент, который может заинтересовать кандидата, если он действительно настроен на развитие в профессии. Он обязательно с интересом станет учиться у опытного врача. Но, чтобы такое стало возможным, опять же необходим тандем «врач—ассистент», а на его формирование, как уже говорилось выше, требуется время.

История эксперта Михаила Волошко доказывает, что позиция ассистента стоматолога может стать отличной отправной точкой для большой карьеры. Хотя кто-то и остается на этой должности и предпочитает расти вертикально, став профессиональным помощником конкретного врача стоматолога.

Дополнительные обязанности

Однако должностная инструкция на этом не заканчивается. У ассистента есть ещё и второстепенные обязанности.

Они включают в себя:

  1. Генеральную уборку кабинета раз в неделю — в том числе мытье стен и потолка.
  2. Мытье окон согласно графику.
  3. Встреча пациента у регистратуры, сопровождение до кабинета.
  4. Посещение собраний, совещаний, служебных мероприятий.
  5. Оказание экстренной медицинской помощи пациенту, если это требуется.

Ассистент стоматолога так же, как и другие сотрудники клиники, участвует в обсуждении рабочих вопросов, вносит предложения по улучшению деятельности учреждения и оказанию услуг, высказывает замечания.

Врач и ассистент активно сотрудничают, совместно ведут процесс медицинского обслуживания, советуются. Доктор и помощник действуют вместе слаженно — будто единый организм.

Процесс обучения ассистентов на видео:

Работа в четыре руки или зачем врачу-стоматологу помощник?

Эргономия в стоматологии – работа «в четыре руки». В последние годы в России в практику врачей-стоматологов стала активно внедряться система работы «в четыре руки», т.е. один врач плюс одна медсестра около кресла с пациентом.

По данным ВОЗ и Международной Федерации Стоматологов (FDI) еще в семидесятых годах на каждого стоматолога приходилось вспомогательного персонала в Германии — 1.28, в Англии — 1.19, в Норвегии — 1.02, В США каждому стоматологу в работе помогает в среднем 1.3 помощников, в том числе около 2% врачей пользуются услугами трех помощников и 10% имеют по два помощника.

Зачем врачу стоматологу нужен помощник ? Во-первых, ассистент высвобождает время врача на более сложные процедуры, требующие высокой квалификации. Исследования показали, что стоматологи тратят на выполнение вспомогательных манипуляций, которые можно передать ассистентам, в среднем от 25 до 40% своего рабочего времени. Это позволяет повысить производительность труда стоматологов на 40–60%.

Во-вторых, современный приём практически невозможно вести без ассистента, так как соблюдение требований к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, требований к использованию современного стоматологического оборудования и инструментов просто невозможно выполнить полноценно без помощника. Эффективность работы стоматолога, работающего с медсестрой, на 50% выше, чем у стоматолога, работающего без медсестры.

Преимущества технологии работы в «четыре руки»

— высокая производительность труда за счет разделения функции врача и помощника; — максимальное использование знаний и навыков опытного врача; — снижение психологического и физического дискомфорта у пациентов; — возможность применения качественных медицинских технологий; — снижение усталости стоматолога на фоне стресса в течение трудового дня; — хорошая адаптация пациента в горизонтальном положении; — сохранение здоровья и продление срока активной практики врача за счет рациональной организации рабочего места и трудовой разгрузки за счет помощников.

Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье и врача и пациента! В стоматологической клинике ТИМ-дент работы в четыре руки осуществляется при выполнении любых процедур.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]