Стоматологическая отрасль считается одной из самых востребованных и актуальных в медицине. Она быстро развивается и открывает множество новых отраслей для реализации. Стоматологи не только лечат и удаляют зубы, но также устраняют различные эстетические дефекты и консультируют больных насчет правильного ухода.
Перспективной стоматологической отраслю в современном мире является ортодонтия. Многие абитуриенты останавливают свой выбор на данной отрасли еще на этапе поступления. Они ищут информацию об учебных заведениях, в которых обучают на ортодонтов, о преимуществах и недостатках этой специальности. Выпускников интересуют вопросы: «Как стать ортодонтом?», «В чем заключаются основные обязанности работников?» и «Как и когда можно пойти обучаться?».
Наша оценка профессии
6
Востребованность
7.0/10
Зарплата
9.0/10
«Легко» ли получить профессию?
2.0/10
Престижность
9.0/10
Карьерный рост
3.0/10
При зубных болях и других проблемах, возникающих в полости рта, люди обращаются к стоматологам. Мало кто из пациентов знает, что лечит их доктор с другим названием. Ведь практическая стоматология объединяет в себе несколько направлений, таких как терапия, ортопедия, хирургия, ортодонтия. И, если с первыми специальностями все понятно по названию, то специфика работы стоматолога-ортодонта вызывает вопросы. Чем же занимается этот врач, когда к нему нужно обращаться и как получить профессию?
Кого называют ортодонтом и какие функции выполняет доктор
Ортодонт – доктор «красивой улыбки». Именно так можно охарактеризовать всю его деятельность, направленную на исправление врожденных или приобретенных дефектов челюсти и решение эстетических проблем. Травмы, неправильный (патологический) прикус, аномалии искривленных зубов, смещение зубных рядов, асимметрия лица – это малый список проблем, с которыми пациенты обращаются к дантисту-ортодонту. Визит к этому специалисту также необходим перед проведением процедуры протезирования.
Основные задачи стоматолога-ортодонта:
- исследование причин, послуживших образованию и развитию патологий (врожденные, наследственные или приобретенные);
- определение и анализ уровня сложности проблемы пациента;
- составление адекватного и действенного курса лечения обнаруженной патологии, исходя из индивидуальных особенностей пациента и поставленного диагноза;
- проведение мероприятий по предупреждению дальнейшего развития или рецидива аномалии у пациента;
- ведение документации;
- при необходимости выполнение стоматологических процедур: удаление зуба, обезболивание;
- оказание первой медицинской помощи, если таковая понадобится пациенту.
Стоматологи-ортодонты обязаны рассказывать пациентам о правилах гигиены ротовой полости. Эти специалисты занимаются установкой брекетов, делают слепки и определяют параметры зубных протезов.
Ортодонты разделяются на детских и взрослых, ведь проблемы челюстных аномалий встречаются в любом возрасте. Однако методы лечения взрослых пациентов и детей разнятся.
Основные направления ортодонтического лечения
Сложность работы зубного врача-ортодонта заключается в том, что он должен очень тщательно изучить клиническую картину и выбрать наиболее подходящие методы исправления дефектов, которые дадут гарантированный результат. Вот три основных направления лечения, выбор которых зависит от сложности патологии:
- миотерапия – особая гимнастика для челюстной системы. Применяется в отношении маленьких пациентов, которым еще нельзя устанавливать корректирующие аппараты, а также в отношении взрослых с целью сохранения эффекта, достигнутого лечением брекетами,
Гимнастика для челюсти назначается если ребенку еще рано ставить брекеты - аппаратные методики – предполагают применение съемных или несъемных систем, таких как ортодонтические пластинки, брекеты, каппы, элайнеры и прочие, носить которые нужно от полугода до нескольких лет. В течение этого времени пациенту придется периодически навещать кабинет специалиста для коррекции аппарата,
Брекеты помогут исправить прикус - хирургическое вмешательство – необходимость в нем возникает только в редких случаях, когда врачу предстоит иметь дело со сложной и серьезной аномалией. В отдельных ситуациях приходится делать надрез на слизистой и искусственным путем расширять зубную дугу. Правда, именно хирургией занимается уже не ортодонт, а челюстно-лицевой хирург (но ни в коем случае не просто стоматолог-хирург!) Хирургическое исправление прикуса
Как уже говорилось выше, подходящий способ коррекции присутствующих дефектов может выбрать только специалист. Также важно установить доверительный контакт между специалистом и пациентом, ведь курс лечения может занять не один год. Ортодонт должен просто и понятно разъяснить все нюансы ухода за полостью рта после установки брекетов, объяснить, что большая доля ответственности за результат лежит на плечах пациента. Тот же, со своей стороны, должен строго следовать всем инструкциям и предписаниям врача, если хочет добиться максимального результата.
Отличия работы детского ортодонта
Как только у малыша появляются первые зубки, его можно вести на прием к ортодонту, если родители чем-то обеспокоены. Момент от 6-ти месяцев и до 1,5-2 лет, пока режутся молочные зубки, считается наиболее удачным для исправления челюстных патологий. Ведь именно в этот момент формируется прикус, да и зубочелюстная система в целом.
Чем раньше будут диагностированы аномалии, тем проще будет избавиться от них, не используя медицинских препаратов.
В задачи детского ортодонта входят:
- исследование позднего прорезывания или выпадения молочных зубов и лечение подобных аномалий;
- назначение плана лечения и отслеживание состояния пациента на всем этапе;
- установка капп или брекетов подросткам при нарушении коренного прикуса (не ранее 11 лет).
Чем занимается?
То, что пациент озвучивает несколькими фразами: «неудобно жевать», «некрасивая улыбка» или «плохой прикус», — для врача-ортодонта является одним из множества вариантов патологий.
Кривые зубы
Аномалия одного зуба или нескольких, а также взаимного расположения рядов верхней и нижней челюсти может возникать по наследству, в результате использования неправильной соски или пустышки в грудном возрасте, в связи с кариесом молочных зубов, из-за ротового дыхания, вредных привычек и т.д.
Конические или шиловидные зубы
Они имеют форму конуса, напоминая иногда клыки хищных животных. Чаще это клыки, прямые или боковые резцы. Такая форма может развиться при частичной адентии, сверхкомплектности, также встречается при нормальном комплекте.
Гипоплазия
Недоразвитость зуба или отдельных его тканей в разной форме и степени встречается примерно у каждого третьего человека.
Крайней степенью гипоплазии является аплазия — врождённое отсутствие отдельных тканей или всего зуба. Наиболее часто встречается гипоплазия эмали, при этом молочные зубы страдают реже, чем постоянные.
Дисплазия эмали
Выражается в неестественном цвете эмали при росте или её потемнении позднее. С годами она может покрываться трещинами и легко скалывается при механическом воздействии.
Второй тип этой патологии — утонченная эмаль, которая быстро стирается, обнажая дентин (бескоронковая форма).
Как правило, в таких случаях чувствительность снижена, и пациент больше страдает от повреждения острыми краями зубов дёсен и слизистой ротовой полости.
Дисплазия дентина (несовершенный дентиногенез)
Патологические изменения в дентине, выраженные в неправильном расположении канальцев, а иногда и в их полном отсутствии.
Может сочетаться с общим поражением опорно-костного аппарата организма. Эмаль может приобретать янтарный оттенок, часто надкалывается, зубы при такой аномалии слабо закреплены и рано выпадают.
Макродентия
Патология невыясненной этиологии, выраженная в больших размерах зубов. Предполагается наследственный характер. Чаще всего поражает центральные резцы верхнего ряда.
Иногда аномалия возникает вследствие сращения соседних фолликулов, при которых один обычно некомплектный (сверхкомплектный).
Макродентия диагностируется при общей длине коронок четырёх верхних резцов ≥35 мм, а нижних — ≥27 мм.
Микродентия
Достаточно редкая аномалия, при которой коронка уменьшена. Пропорции при этом могут быть не нарушены, или же патология усугубляется конусовидной формой коронки. Виды микродентии:
- изолированная, при которой аномальные размеры имеет один зуб (или чаще два симметрично), касается обычно верхних резцов;
- генерализированная, возникающая вследствие облучения во время роста;
- относительная — дисбаланс нормальных размеров зубов при мощной челюсти.
Негативные последствия микродентии — неправильный прикус, эстетика и связанные с этим комплексы.
Слившиеся зубы
Аномалия, при которой срастается дентин двух соседних постоянных или молочных зубов с образованием общей эмалевой оболочки. Возможно частичное слияние — в области корня или коронки.
Адентия
Полное или значительное отсутствие зубов. Различают первичную и вторичную адентию. Первичная возникает по разным причинам в эмбриональный период и заключается в изначальном отсутствии зачатков.
Вторичная адентия — потеря зубов взрослым человеком вследствие стоматологических заболеваний или травм.
Гиподентия
Врождённое или приобретённое отсутствие отдельных зубов. В более глобальном масштабе диагностируется как адентия.
Гиперодентия
Патология, выраженная наличием сверхкомплектных молочных или постоянных зубов. Предположительно связана с аутосомно-доминантным наследованием.
Дополнительные зубы могут находиться как в основном ряду, так и вытесняться за его пределы. Зачастую они настолько погружены (ретенция), что не выступают из десны и обнаруживаются только с помощью рентгенографии.
Ретенция
Патология зубов, которые вследствие различных причин не смогли прорезаться и остались под десной. Основные причины:
- различные заболевания, приведшие к ослаблению организма;
- нарушения при искусственном кормлении;
- задержка выпадения молочных зубов;
- неправильное расположение зачатка — коронковая часть упирается в соседний корень или другое препятствие (сверхкомплектные формации и т.д.).
Сохранившиеся молочные зубы (персистентные)
Аномалия состоит в сохранении молочного зуба к тому возрасту, когда он уже должен выпасть. Причин может быть несколько — отсутствие постоянного зачатка под молочным, прирастание к челюсти и т.д.
Молочный зуб при этом не обязательно подлежит удалению. Если обнаружено, что постоянный по каким-либо причинам не сможет его заменить, то принимается решение о сохранении.
Природа молочного зуба не рассчитана на долгую службу, но при хорошем уходе он вполне может использоваться до 50 лет и даже старше.
Щель между передними зубами (диастема)
Чаще встречается на верхней челюсти. Размеры крупной диастемы могут достигать 10 мм.
Наиболее частая причина — низкое прикрепление уздечки губы, что легко исправляется в детском возрасте. Кроме чисто эстетической проблемы может также вести к следующим последствиям:
- обнажение корней;
- дефекты произношения (особенно свистящих звуков).
Тремы
Наличие щели между зубами. В отличие от диастемы, тремы могут располагаться в разных местах. Этиология чаще наследственного характера.
Укорочение зубного ряда
Возникает в разных его отделах вследствие прорезывания зубов не в полной степени, их неравномерного стирания, вредных привычек (сосания пальца, карандаша и т.д.), поражений кариозного и некариозного характера, травм и т.д. Патология нарушает прикус и эстетический вид.
Узнать цену на санацию полости рта, а также понять сущность и важность процедуры вам позволит наша статья. А здесь можно посмотреть не только фото того, как выглядит нормальный прикус у человека, но и почитать об особенностях его правильного формирования.
Удлинение зубного ряда
Может иметь такие причины:
- ротовое дыхание, нарушение функции глотания;
- вредные привычки — сосание пальца, губы, посторонних предметов;
- сверхкомплектность, оставшиеся молочные зубы при наличии всех постоянных;
- диастемы, тремы и т.д.
Зубоальвеолярное укорочение
Ведёт к открытому прикусу. Вероятные причины — вредные привычки, кариес и т.д.
Зубоальвеолярное удлинение
Патология зубного ряда, приводящая к нарушению прикуса, возникновению протрузии или ретрузии. В одном ряду может сочетаться с зубоальвеолярным укорочением.
Сужение или расширение зубного ряда челюсти
Это уменьшение или увеличение поперечного размера. Встречается на одной или двух челюстях (зубном ряде), равномерное по всей длине или на одной из частей, симметричное или одностороннее.
В последнем случае формируется перекрёстный прикус. Сужение ряда может быть следствием скученности передних зубов, их искривления, протрузии и т.д.
Если аномалия симметрична на обеих челюстях, решение о необходимости исправления принимается врачом в каждом случае отдельно.
Высокое и низкое положение отдельных зубов (супраокклюзия и инфраокклюзия)
Патология, выраженная в вертикальном смещении одного или нескольких зубов. Высокое положение возможно в связи с удалением антагониста в детском возрасте, низкое — нарушение рассасывания корня временного зуба, что угнетает рост постоянного.
Дистальный прикус (прогнатический)
Характеризуется выдвижением верхнего ряда вперёд в сравнении с нижним. Внешний признак — маленький подбородок, создающий детское и нерешительное выражение лица.
При таком прикусе повышается нагрузка на коренные зубы, в результате чего они чаще поражаются кариесом.
Мезиальный прикус (медиальный)
Нижний ряд выступает вперёд в сравнении с верхним, что выдвигает подбородок, делая лицо волевым или надменным.
Такая патология бросается в глаза у женщин, лишая лицо привлекательности. Как и при дистальном прикусе, при жевании страдает коренная часть.
Открытый прикус
Челюсти в переднем и/или боковом отделе не смыкается. Может проявляться на большом протяжении или в отдельных группах. Такая патология считается одной из наиболее сложных для исправления в ортодонтии.
Перекрёстный прикус
Асимметричное развитие одной из сторон ряда. Может быть как на верхней, так и на нижней челюсти.
Нарушаются жевательные функции — часто больной жуёт на одну сторону, которая в результате подвержена кариесу и заболеваниям пародонта.
Также повышается нагрузка на височно-нижнечелюстной сустав, что чревато возникновением в нём патологических изменений.
Глубокий (травмирующий прикус)
Патология, при которой верхний ряд в передней (возможно, и в боковой) части более чем на половину перекрывает нижний.
При этом слизистая постоянно получает микротравмы, более часты случаи пародонтита и пародонтоза.
Плюсы и минусы
Профессия стоматолога-ортодонта – одна из самых востребованных специальностей в любой клинике или больнице России. Специалисты имеют высокий оклад труда, кроме того ежемесячный заработок может увеличиться за счет получения премий или бонусов. К дополнительным достоинствам профессии относятся:
- постоянное наличие работы, т.к. количество пациентов с челюстными проблемами велико;
- отсутствие тяжелого физического труда;
- отличники учебы с высокими баллами ЕГЭ получают возможность стать абитуриентами высших учебных заведений бесплатно, бюджетные места также есть и в ординатуре;
- большое число постоянных клиентов.
Недостатки деятельности ортодонтов:
- высокий уровень ответственности;
- нервное перенапряжение;
- длительный период обучения;
- низкий уровень оплаты труда в государственных медицинских учреждениях.
Как проходит первый прием у специалиста
На первом приеме никто устанавливать брекеты или корректирующую пластинку не будет – это просто невозможно сделать без предварительной подготовки. Таким образом, первое посещение специалиста предполагает проведение визуального осмотра, предварительную диагностику возможных проблем и консультацию по поводу подходящих методик их решения.
На фото показан панорамный снимок челюсти
Чтобы сделать окончательный выбор в пользу того или иного метода, врач должен получить на руки рентгеновский снимок обеих челюстей пациента. С этой целью его в обязательном порядке направляют на ортопантомограмму (ОПТГ)1. Только по завершении всех диагностических мероприятий врач снимает слепки с челюстей пациента и отправляет их лабораторию для создания или подгонки корректирующего аппарата. Как только конструкция будет готова, ортодонт установит ее и объяснит пациенту его дальнейшие действия.
Где получать образование
Получение профессии ортодонта – процесс длительный. Для начала необходимо получить профильное стоматологическое образование в любом медицинском высшем учебном заведении страны. Обучение продлится 5 лет.
Абитуриентам для успешного поступления необходимо предоставить высокие результаты по ЕГЭ или пройти испытания по следующим дисциплинам: математика, физика, химия, биология. В некоторых вузах необходим также экзамен по иностранному языку. Перечень предметов следует уточнять в конкретном учебном заведении.
Лучшими вузами в России, выпускающими стоматологов, считаются:
- МГУ имени Ломоносова;
- РУДН;
- СибГМУ;
- Первый Московский государственный мед. университет имени Сеченова;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- КубГМУ и другие.
Абитуриенты, показавшие лучшие результаты на экзаменах, могут рассчитывать поступить бесплатно. Однако бюджетных мест в медицинских вузах не так много – порядка 20.
После получения профильного стоматологического образования, выпускнику необходимо продолжить обучение в ординатуре по специализации «ортодонт». По времени это занимает еще 4 года.
После получения сертификата о переподготовке, стоматолог-ортодонт может начинать практиковать. Каждые 5 лет врачам этой специальности требуется проходить курсы по повышению квалификации. Обучение на курсах проводится как в очно-заочной форме, так и дистанционно, чтобы стоматолог не отвлекался от профессиональной деятельности.
Где трудоустроиться
Ортодонты востребованная профессия на рынке труда. Стоматолог может работать в ортодонтических отделениях, расположенных в детских и взрослых поликлиниках или больницах. Вакансии ортодонта открыты во многих медицинских центрах, студиях, а также клиниках эстетической медицины. Опытный ортодонт, имеющий длительную практику может открыть свой частный кабинет по оказанию стоматологических услуг.
Кроме того, дантисты-ортодонты, не имеющие желания взаимодействовать с пациентами, имеют возможность получить работу на предприятиях, занимающихся реализацией или изготовлением лекарственных средств, медицинских аппаратов или оборудования.
Сколько учиться на стоматолога после 9 и 11 класса
Как мы уже сказали ранее, учиться «зубному ремеслу» можно и после девятого, и после одиннадцатого класса. Однако здесь тоже есть свои особенности.
Вы можете начать учиться после 9 и 11 класса
После девятого класса вы имеете право поступить только в колледж и получить там средне-специальное образование.
По окончании колледжа корочки стоматолога вам не выдадут. В таком учебном заведении вы можете освоить специальность зубного техника.
Как таковой работы с пациентами, связанной с выдиранием зубов, протезированием, удалением камней у вас не будет.
Ваша деятельность будет заключаться в изготовлении всевозможных приспособлений, устройств, способствующих прямой стоматологической деятельности, связанной с лечением пациентов.
Кстати, не думайте, что получить данную специальность легко. Вам нужно будет хорошо разбираться в медицине, уметь рисовать (макеты будущих изделий), знать основы конструкторской науки, химии и биологии.
Требования к соискателю
Помимо наличия диплома о высшем образовании работодатель обращает внимание на следующие профессиональные качества соискателя:
- знание принципов применения лекарств при ортодонтическом лечении;
- умение классифицировать зубочелюстные патологии;
- знания в области несъемных и съемных ортодонтических аппаратов;
- умение использовать методики исследования и лечения аномалий;
- знания в области физиотерапии;
- навыки работы с рентгеном, артикулятором, эндомотором, визиографом;
- владение персональным компьютером.
Также стоматолог-ортодонт обязан знать приемы первой неотложной помощи.
Кроме высоких познаний в профессиональной сфере, ортодонт обязан иметь подходящие личностные качества. Как правило, и взрослые, и дети немного побаиваются стоматологов. Ортодонта, в отличие от его коллег стоматологов-терапевтов, пациентам в период лечения приходится видеть гораздо чаще. А, значит, доктор должен вызывать доверие, уметь расположить к себе. Терпимость, исполнительность и коммуникабельность – важные качества для профессионала.
Кроме этого, у специалиста должно быть идеальное зрение и развитая мелкая моторика рук.
Краткая должностная инструкция
При выполнении своих должностных обязанностей врач-ортодонт обязан опираться на документы, регулирующие его права, обязанности, выполнять предписываемые требования, а именно:
- высшее медицинское образование по направлению;
- знание основ законодательной базы, содержания нормативно-правовых актов;
- владение должным инструментарием, оборудованием;
- набор необходимых теоретических знаний, практических умений;
- проведение диагностики, коррекции, лечения, профилактики и др.;
- знакомство с порядком и организацией труда, понимание структуры, осознание задач ортодонтической службы;
- планирование деятельности, ведение документального отчёта;
- знание правил безопасности, норм охраны труда, санитарии, противопожарной защиты;
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, установленного руководством организации;
- контроль, несение ответственности за работу нижестоящего персонала, находящегося в подчинении.
Заработная плата
Оплата труда стоматолога-ортодонта зависит от множества факторов. Это и квалификационный уровень, и стаж в практике. Средняя заработная плата по России составляет 60 тысяч рублей. Минимальный оклад – 30 тысяч в месяц, максимальный размер заработной платы специалиста высокого уровня может доходить до 300 тысяч рублей в месяц. Как правило, в частных клиниках стоматологи-ортодонты получают более высокую ставку оклада, в сравнении с государственными учреждениями.
При трудоустройстве, многие работодатели дают ортодонтам испытательный срок (3 месяца по трудовому законодательству). Ставка заработной платы на это время составляет 25-30 тысяч рублей в месяц.
Ассистенты стоматологов-ортодонтов могут рассчитывать на среднюю зарплату в размере 25 тысяч рублей.
Данные актуальны на Октябрь 2021 и взяты из сервиса «Яндекс Работа»
Профессиональный рост
Стоматолог-ортодонт, как и другие представители медицинских профессий, оценивается по квалификационным критериям. Чем дольше он практикует, тем выше его шансы на получение надбавки к заработной плате и продвижению по карьерной лестнице. Ортодонты, отработавшие более 3-х лет получают вторую категорию, свыше 7-ми – первую. Высшая квалификация присваивается специалистам, работающим более 10-ти лет. Врач вправе отказаться от прохождения испытаний по повышению квалификации. В этом случае рассчитывать на карьерный рост не придется.
В поликлиниках и больницах, ортодонт с большим стажем работы и высокой квалификацией может получить место заведующего ортодонтическим или стоматологическим отделением. В частных клиниках как такового повышения по должности не предусмотрено. Однако наработав солидный стаж, специалист может трудоустроиться в более респектабельную частную клинику или открыть собственный кабинет.
Профессия ортодонт требует продолжительного обучения. Причем главную роль имеет не теоретическая база, а практика. Стоматологу-ортодонту необходимо постоянно накапливать практический опыт, повышать уровень знаний и мастерства. В этом помогут семинары, курсы и другие мероприятия, направленные на расширение кругозора специалиста. Усердие, трудолюбие, доброжелательное отношение к пациентам помогут начинающему доктору быстро построить карьеру и заслужить уважение коллег и клиентов.
Важные личные качества
Важнее всего здесь психологический фактор. Коррекция зубов – процесс длительный. Он занимает от 6 месяцев до 2-3 лет. А иметь дело чаще всего приходится с детьми. Поэтому нужно уметь налаживать доверительный контакт с ними. Без способности к сопереживанию и коммуникабельности тут не обойтись.
Еще ценится стрессоустойчивость, умение сглаживать конфликтные ситуации. А для того, чтобы результаты лечения всегда были положительными, необходимо ответственно относиться к своей работе. Кропотливый труд также требует доброжелательности, уравновешенности и тактичности.
И не менее значимым будет стремление к саморазвитию. Специалист должен регулярно повышать свою компетентность и уровень мастерства, разбираться в новых методиках лечения.