Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста

Гипертонус у ребенка — это чрезмерное перенапряжение сгибательных мышц. Он обусловлен тем, что в течение долгого времени у еще не рожденного ребенка мышцы находятся в постоянном напряжении: в полости матки ручки, сжатые в кулачки, и ножки прижаты к туловищу, а подбородок — к груди. В утробе матери движения плода ограничены и не многообразны. Новорожденным уютнее сохранять позу эмбриона, так они чувствуют себя более защищенными и спокойными.

Напряжение мышц головы и шеи ребенка в мамином животе достаточно сильное, поэтому после рождения голова слегка откинута назад, а конечности согнуты и близко прижаты к телу. В девяти случаях из десяти у детей первых месяцев жизни наблюдается тонус в мышцах, который проходит бесследно сам собой. По мере роста и адаптации ребенка к условиям жизни вне материнской утробы мышцы расслабляются и появляются произвольные движения. Однако у некоторых младенцев состояние тонуса сохраняется и после 3 месяцев, что может говорить об отклонениях от нормы и необходимости лечения. Чаще всего это обусловлено тем, что во время внутриутробного развития или же при родах (сразу после них) нервная система ребенка пострадала. ЦНС не в состоянии в полной мере передавать импульсы в мышцы для их правильного функционирования из-за повреждения нейронов головного мозга.

Не стоит пугаться этого диагноза, так как нервная система ребенка не сформирована окончательно, и на ее состояние можно повлиять. Главное — вовремя обратить внимание на самочувствие и поведение малыша, рассмотреть отклонение и обратиться за помощью к специалисту.

Медики выделяют гипертонус следующих типов:

  • общий, то есть всего организма;
  • только верхних или нижних конечностей;
  • по гемитипу, то есть тонус конечностей с одной стороны: правой или левой.

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологииОсобенности
МозжечковаяВозникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
БульбарнаяВызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
ПсевдобульбарнаяВозникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
ЭкстрапирамиднаяВозникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
КорковаяПоражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
ХолодоваяПроявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник: Е.Ф. Архипова Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Как лечить гипертонус у грудничка

Гипертонус у грудных детей встречается очень часто. Педиатр и невропатолог при обследовании ребенка с легкостью могут определить его. В некоторых случаях повышенный тонус проходит сам к 3–4 месяцам. Кроме основных симптомов, врачи основываются на таких рефлексах ребенка, которые при нормальном развитии должны исчезнуть к 3 месяцу жизни:

  • шаговый рефлекс. При вертикальном положении тела малыш начинает шаговые движения по ровной поверхности;
  • опорный рефлекс. На полу ребенок ставит ножку на всю стопу, а не на носочек;
  • рефлекс симметрии/асимметрии. Когда младенец лежит на спине и прижимает подбородок к груди, его ножки разгибаются, а ручки сгибаются. При наклоне головы влево — сгибаются левые конечности, при наклоне вправо — наоборот;
  • тонический рефлекс. В положении на животе руки и ноги сгибаются, на спине — выпрямляются.

Кроме педиатрии и невропатологии при лечении тонуса у детей широкой популярностью и эффективностью пользуется остеопатия. Это главная альтернатива традиционному лечению: массажам, физиотерапии, ароматерапии, лечебной гимнастике, медикаментозному лечению, которое в большинстве случаев лишь снимает симптомы. Главная задача остеопата в данном случае — найти причину отклонений у грудных детей и устранить гипертонус.

Врач собирает подробный анамнез, интересуется, как протекала беременность и роды. Для остеопатии человеческий организм — это единое целое, все его органы и системы неразрывно связаны друг с другом. Специалист обладает очень чувствительными пальцами, и все манипуляции, которые он проводит, чрезвычайно мягкие и щадящие.

Нарушения работы нервной системы, что и вызывает тонус мышц у младенцев, остеопат лечит специальным массажем. Эти процедуры не вызывают у детей боли или дискомфорта, потому они абсолютно безопасны. Положительный эффект будет заметен уже после первых сеансов. У ребенка наблюдается улучшение не только тонуса в мышцах, но и аппетита, сна, пищеварительных процессов. Врач-остеопат запускает необходимые механизмы в организме малыша, направленные на корректировку функционирования мозговых центров и метаболических процессов между ними.

Родители должны прислушиваться к рекомендациям врача, однако самолечение недопустимо, так как врач-остеопат проводит крайне деликатные и мягкие манипуляции с ребенком, требующие определенных знаний, навыков и квалификации. Длительность терапии для каждого пациента различна, по этому повторные визиты в клинику могут повторяться через одну-две недели.

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Чем опасен гипертонус

Как говорилось ранее, гипертонус грудничка может быть вызван нарушениями нервной системы. Очевидно, что такие отклонения будут усугубляться и развиваться, если не принимать меры. Сначала будут заметны двигательные нарушения у малыша, впоследствии проявятся отклонения в мелкой и крупной моторике, координации, речи. Возможны проблемы с походкой и осанкой, задержка развития. Все вышеперечисленное говорит о том, что проблема повышенного тонуса у грудных детей требует особого контроля, в первую очередь — со стороны родителей. Своевременное обнаружение нарушений, их причин, а также последующее правильное лечение — это залог здоровья и нормального развития маленького человека.

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

  • малопонятная, невнятная речь;
  • спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
  • гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
  • дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
  • смазанное произношение;
  • в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник: О.Ю. Федосова Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
  • замедленность разговора;
  • невозможность говорить (при тяжелых формах);
  • гнусавый голос без признаков насморка;
  • изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
  • затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
  • очень высокий, почти «писклявый» голос;
  • быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.

Из-за чего возникает дистония?

Поскольку спазмы языка представляют собой не заболевание, а лишь симптом, назвать конкретную причину этого явления бывает сложно. Специалисты различают три типа дистонии: первичную, или идиопатическую (внезапные спазмы неизвестной этиологии), наследственную (по линии как минимум одного из родителей) и вторичную, или симптоматическую (приобретенную в результате болезни или травмы). Как российские, так и зарубежные ученые полагают, что все три вида дистонии связаны с одним и тем же участком головного мозга, базальными ядрами, которые управляют сокращением мускулатуры.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

  • развитию моторики;
  • формированию ри разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

  1. Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  2. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
  3. 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Консультация невролога максимально эффективна именно на дому

Для того, чтобы осмотреть ребенка и оценить мышечный тонус, ребенок должен быть спокоен, не должен плакать в момент осмотра или до осмотра (плач может сильно повлиять на тонус). Дети с измененным тонусом резче реагируют на смену окружающей обстановки, незнакомые запахи или звуки. Любой испуг, взволнованность малыша может исказить результаты осмотра.

Поэтому, чтобы осмотр невролога оказался максимально эффективным, мы рекомендуем вызвать невролога новорожденному на дом.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Кому показан массаж языка?

Массаж языка может быть как стимулирующим, так и расслабляющим. А также комбинированным, когда одну область языка надо расслабить, а другую простимулировать! Отсюда идут показания для массажа языка. Логопедический массаж показан пациентам:

  • с нарушениями речи;
  • нарушениями жевательной и глотательной функции;
  • с нарушением прикуса;
  • проходящим ортодонтическое лечение (исправление прикуса и выравнивание зубов);
  • проходящим ортопедическое лечение (протезирование зубов);
  • с короткой уздечкой языка с целью ее безоперационного растяжения;
  • с гипертонусом языка и жевательных мышц (бруксистам и кланчерам — людям, сжимающим и скрежещущим зубами);
  • с повышенными нагрузками на речевой аппарат (преподаватели, лекторы и т.д.).

Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?

Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие массажиста в процессе, в случае логопедического массажа это не так! Логопедическим массажем занимаются логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют выполнять массаж. Обычно логопед, набравший опыт и понимающий, что без логопедического массажа не решить многих проблем, получает дополнительное образование по теме «логопедический массаж». После обучения и получения специального документа логопед считается специалистом по массажу языка.

Необходимо добавить, что массажем языка можно заниматься и самостоятельно, например, когда базовые приемы мама делает своему ребенку. Но все равно, назначение массажа и контроль над его эффективностью лучше доверить опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда отличает от логопеда-миофункционального терапевта именно то, что второй более детально понимает и умеет работать с мышцами артикуляционного аппарата и жевательного органа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]