Санитарно-эпидемиологические требования к эндоскопическим кабинетам

Эндоскопические вмешательства являются малоинвазивными, высокоинформативными и эффективными медицинскими услугами, направленными на диагностику и лечение (эндоскопическая манипуляция, в том числе эндоскопическое оперативное вмешательство) различных заболеваний. Сегодня невозможно представить современную, онкологию, гастроэнтерологию, терапию, урологию, педиатрию, травматологию без современной эндоскопии. В статье мы обратим внимание на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эндоскопическим кабинетам.

Общие санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, содержатся в СанПиН 2.1.3.2630-10[1]. В данном документе, в частности, приведены требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Специальные санитарно-эпидемиологические требования к эндоскопическим вмешательствам приведены в СанПиН 3.1.3263-15[2]. Напомним, какие требования установлены данным документом.

Общие требования, предъявляемые к медицинским организациям

Основой для разработки СанПиН в стоматологии является закон №52-ФЗ от 1999 года «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Приведенные в нормативном акте правила действуют на все формы юридических лиц, если они осуществляют меры по оказанию услуг стоматологического характера.

СанПиН стомкабинета

Правила обязательные для выполнения по всей территории Российской Федерации. СанПиН стоматология устанавливает такие требования к стоматологическим организациям:

  • правильное устройство и размещение оборудования;
  • надлежащие условия труда для сотрудников организации;
  • установленный санитарно-эпидемиологический режим.

Уполномоченные органы выполняют санитарно-эпидемиологический надзор. Каждая стоматологическая фирма обязана иметь экземпляр Правил. Ответственность за выполнение норм лежит на юрлицах, ИП, руководителях предприятий и ответственных лицах.

Что еще необходимо на этапе открытия стоматологической клиники

На начальном этапе открытия стоматологии важно автоматизировать работу учреждения. Современные программы позволяют автоматизировать такие работы:

  • контролирование доходов и расходов;
  • запись на прием к стоматологам;
  • ведение расписания врачей;
  • составление планов лечения пациентов;
  • отслеживание успешности бизнеса с первых дней;
  • контролировать расход материалов;
  • отслеживание эффективности специальных предложений;
  • анализирование зубной формулы пациентов;
  • расчет зарплат сотрудникам.

Специальное программное обеспечение предназначено для решения разных задач. В автоматическом режиме ведется регистратура, медицинский учет, начисление зарплат, складской учет. В результате этого сокращается расход материалов, а руководитель стоматологической клиники быстрее принимает управленческие решения.

Программа помогает привлекать и удерживать клиентов, улучшать финансовые показатели. Автоматическое заполнение расписаний врачей экономит время, а учет сотрудников позволяет легко управлять персоналом стоматологической клиники. Современное ПО исключает ошибки в бизнес-процессах.

Требования СЭС к стоматологическим кабинетам

Небольшой кабинет можно разместить практически на любой территории. Требования к стоматологическому кабинету 2021 СанПиН позволяют размещать его в таких местах:

  • на первом или втором этаже жилого здания;
  • в отдельном строении;
  • в пристроенной комнате или флигеле.

Техника безопасности в бассейне: правила и СанПин

Если под кабинет была выбрана комната из жилого фонда, потребуется перенести ее в нежилой. Это довольно долгая процедура, которая требует согласования во многих государственных органах. Кроме того, в случае размещения кабинета в жилом доме, потребуется делать для него отдельный выход, чтобы он был удобным для посетителей.

Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям выдвигают и некоторые требования к самим помещениям. У комнаты должны быть:

  • высокие потолки – больше 2,6 м;
  • инженерные сети;
  • площадь от 14 метров квадратных + дополнительно 10 кв. м. на все дополнительные рабочие кресла или +7 кв. м. на каждое кресло с бормашиной.

Обратите внимание! Если в кабинете есть не больше 3 кресел, позволяется делать один санитарный узел для клиентов и сотрудников поликлиники. Если кресел больше, для клиентов нужно будет делать отдельный туалет.

Требования к персоналу

Сотрудники стоматологического кабинета обязаны иметь:

  • высшее или среднее медицинское образование;
  • каждых 5 лет проходит курсы повышения квалификации;
  • иметь медицинскую книжку.

В медкнижку должны быть занесены даты всех осмотров персонала, а также сведения о курсах повышения уровня знаний, касательно санитарных норм.

По гигиене персонала

Медперсонал должен быть обеспечен несколькими комплектами сменной одежды. Это:

  • обувь;
  • халаты или специальные костюмы;
  • шапочки;
  • маски.

Сменная одежда должна храниться отдельно в индивидуальных шкафчиках. Верхняя одежда в рабочее время должна находиться в гардеробе.

Санитарную одежду следует менять ежедневно, независимо от типа медицинского учреждения. Запачканную кровью одежду следует менять немедленно.

Во время проведения лечебных процедур с пациентом запрещается прикасаться к еде, вести записи, брать в руки сторонние предметы и пр.

По обработке рук

Все сотрудники стоматологической клиники, будь это врач, консультант или санитар, обязательно должны тщательно мыть руки и следить за выполнением таких требований:

  • запрещается отращивать длинные ногти или окрашивать их лаком;
  • во время работы нельзя носить на пальцах ювелирные украшения;
  • стоматологи-хирурги должны удержаться от ношения часов, браслетов или колец;
  • после обработки персонал должен осушить руки бумажными или тканевыми салфетками.

Для обработки рук можно использовать мыло и теплую воду или же антисептик, при помощи которого можно уменьшить количество микробов на кожном покрове.

К оборудованию

Если в помещении для работы требуется установка рентгена, при его обустройстве следует руководствоваться СанПиН 2.6.1.1192-03.


Требования к помещению

Если естественный свет поступает в комнату с одной стороны, то кресла следует размещать вдоль светонесущей стены. Кресла должны быть разделены непрозрачными перегородками высотой от полутора метра.

В комнате должно присутствовать хотя бы две раковины. Одна – для пациентов, вторая – для обработки инвентаря.

По дезинфекции

Все стоматологические инструменты, используемые в хирургических целях, обязательно должны поддаваться ручной или механизированной дезинфекции. Для этого применяются дезинфицирующие средства с широким спектром применения.

Дезинфекцию посредством протирания можно делать для тех предметов, которые не соприкасаются с пациентом, или которые нельзя дезинфицировать через погружение. Как должна выглядеть стерилизационная в стоматологии, требования прописаны в СанПиН.

Важно! Дезинфекция происходит в отдельных стерилизационных. Если централизованные специальные помещения для процедуры отсутствуют, очистку инструментов производят в отделениях медучреждений.


Инструменты для стерилизации

После осуществления процедуры изделия следует просушить до исчезновения влаги. Для этого используется специальные сушильные шкафы. Обработка стоматологических зеркал по СанПиН происходит по той же процедуре, что и для всех остальных полукритических предметов. Для них производится дезинфекция высокого уровня химическими дезинфектантами.

К радиационной безопасности

Расположение рентгенов в кабинетах должно соответствовать нормам радиационной безопасности, определяющими критерии радиационной защиты.

Во время проведения процедур, должен проводиться учет и регистрация доз радиации, которые получают пациенты и персонал клиники. Все сведения должны быть отражены в радиационно-гигиеническом паспорте.

Важно! Для проведения рентгенологических действий у организации должна быть оформлена соответствующая лицензия.

Требования к стоматологиям по естественному и искусственному освещению

СанПиН стоматологического кабинета говорит о том, что каждое подобное помещение должно иметь источник естественного освещения. В действующей редакции правил указано то, что рекомендуется ориентировать окна на северное направление для того, чтобы избежать яркого света и перегрева помещения в летнее время. В ином случае в южных регионах страны летом придется использовать солнцезащитные конструкции.

Если в кабинетах только одностороннее естественное освещение, но кресла расположены в два ряда, следует применять также искусственное освещение.

Источник искусственного освещения должен быть установлен в каждом помещении стоматологической клиники. Точки общего освещения должны быть расположены так, чтобы не попадать в поле зрения лечащего стоматолога.


Освещение

Обязательно ли быть врачу бизнесменом, а бизнесмену — врачом

Стоматологический бизнес приносит предпринимателям хорошую прибыль. Об открытии частной клиники задумываются врачи, которые работают в государственных учреждениях. Получить успех может как опытный стоматолог, так и начинающий бизнесмен. Самое главное — профессионализм врачей, правильный подход к организации бизнеса.

Из выпускников мединститутов хорошие врачи, а не менеджеры и предприниматели. Опытный бизнесмен-управленец получает больше шансов на успех.

При открытии стоматологического кабинета нужно учитывать особенности законодательной базы. Для регистрации ООО от бизнесмена не требуется наличие медицинского образования. Профильное образование понадобится при открытии ИП.

Бизнесмен не обязательно должен быть врачом, чтобы открыть клинику. Некоторым врачам удается наладить успешный бизнес в стоматологии. Владелец бизнеса должен разбираться в передовых подходах к лечению зубов, внедрять новые технологии, объективно оценивать работу врачей.

В Европе открывать лечебные кабинете могут только врачи с образованием. Считается, что главным в стоматологической клинике должен быть специалист с медицинским образованием. В России пока что таких требований нет. Бизнесмен без профильного образования может стать успешным, пригласив в клинику опытного практикующего главного врача.

Санитарные требования в стоматологии к микроклимату, отоплению и вентиляции

СанПиН: нормы шума, уровень на рабочем месте

Нормы проектирования в стоматологии такие же, как для жилых и общественных зданий. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны отвечать этим правилам.

Системы вентиляции, если кабинет размещен в жилом доме, для стоматологического помещения должны быть отдельными. Для обустройства хороших климатических условий, допускается установка кондиционера. В этом случае менять фильтры тонкой очистки потребуется каждые полгода.


Расположение оборудования

Нагревательные поверхности должны быть гладкими, чтобы их были легко очищать от пыли и микробов. В лабораториях и операционных следует использовать такое оборудование, поверхность которого устойчива к воздействию дезинфицирующих средств.

Требования к помещению стоматологии и внутренней отделке

Правила выдвигают требования к внутренней отделке помещения, а именно:

  • стены в углах и местах соединения должны быть гладкими и без щелей;
  • все отделочные материалы для стен должны быть разрешенными для использования в подобных помещениях. Также следует обращать внимание на их устойчивость к средствам для дезинфекции;
  • для потолков используются водоэмульсионные и прочие краски. Подвесные потолки можно использовать только в том случае, если это не повлияет на нормативную высоту помещения;
  • цвет потолков и стен должен быть светлым и нейтральным.

Важно! На каждый используемый для отделки помещения материал необходимо иметь сертификаты соответствия. Для стоматологических кабинетов подходят не все представленные на рынке материалы. Информацию о соответствии можно прочесть в документации к материалам или уточнить у производителя.

Алгоритм выполнения текущих уборочных мероприятий

Помещения, где работают стоматологи, нуждаются в регулярной уборке каждый день. Текущую очистку помещений следует минимально проводить два раза. Если работа осуществляется в две смены, то уборку следует делать три раза.

Обратите внимание! Уборку можно осуществлять методом протирания или орошения. Плоские поверхности принято протирать, а орошение использовать только для стыков и других труднодоступных участков оборудования или мебели.

Процедура текущей уборки включает в себя такие этапы:

  • протирание столов;
  • очистка от грязи кресел, шкафов, стульев;
  • мытье раковин и другой сантехники;
  • в окончании процедуры моют полы.

После уборки происходит дезинфекция бактерицидными лампами.

Как правильно утилизировать отходы

Утилизировать отходы в медучреждении может только лицо, которое получило соответствующий сертификат. В каждом медучреждении должна присутствовать собственная «Инструкция о порядке сбора, хранения и удаления отходов».

Важно! Все отходы, которые появляются вследствие деятельности медучреждения, включая человеческие ткани, выделения и жидкости, медицинские материалы (наконечники от шприцов, бинты, одежда и пр.), если они могут быть заражены, представляют опасность для человеческого здоровья. По этой причине они должны быть утилизированы.

Процедура удаления отходов зависит от их типа:

  • пищевые отбросы и твердый бытовой мусор следует термически обработать или же закопать на полигоне после проведения дезинфекции;
  • биологические материалы и изделия из пластмассы необходимо обработать термическими способами;
  • фармацевтические отходы и радиоактивные вещества (в том числе с ртутью) могут быть уничтожены только на специальных предприятиях.

В последнем случае клиника отвечает только за упаковку и транспортировку отходов.

Практическое значение

Приведенные в настоящей статье критерии размещения клиники по профилю «Стоматология» актуальны для получения санитано-эпидемиологического заключения (СЭЗ) в Роспортебнадзоре. Вместе с тем, получение СЭЗ является не единственным условием осуществления медицинской деятельности. Вторым важным этапом на пути открытия клиники по профилю «Стоматология» является получение лицензии. Для этого необходимо не просто организовать, наладить и обеспечить функционирование медицинской организации, но и обеспечить оказание пациентам надлежащей медицинской помощи. Подробная информация по последнему вопросу изложена в статье «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Стоматология», а также специальной статье «Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]